ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ
Заказ билетов по телефону:
8(499) 182-03-47

Версия для слабовидящих


Брат Алёша (12+)



По мотивам романа Достоевского "Братья Карамазовы" 

  • Автор пьесы — Виктор РОЗОВ
  • Режиссер-постановщик — Татьяна РОЗОВА
  • Художник- постановщик — Екатерина КУЗНЕЦОВА
  • Художник по костюмам — Мария КУЗНЕЦОВА

Премьера состоялась: 20 ноября 2014 года

Продолжительность спектакля: 2 часа 10 минут (с антрактом)

Брат Алеша, младший из братьев Карамазовых, ищущий выхода из тупика человеческих надрывов, приходит к ясной и такой необходимой сейчас идее идти по жизни "рука в руку, рука в руку, рука в руку", что потеряно в сегодняшней жизни, а может быть, не навсегда? И Виктор Розов в своей пьесе "Брат Алеша" возвращает нам эту надежду, проведя своих мальчиков и девочек через трагические испытания, собирая всех у большого камня для клятвы не сойти с этого пути - рука в руку.

«Купаться в океане событий и страстей романа «Братья Карамазовы» – блаженство», – писал Виктор Розов, но на подмостки сцены он посчитал достаточным вынести всего лишь один мотив романа, который включает и первый поцелуй, и смерть, и спасение, и соблазн... «Но все-таки, ура жизни! Ура!» – восклицает брат Алеша. Замечательный драматург прав – одного мотива Достоевского достаточно для того, чтобы вызвать у современного зрителя и искреннее сопереживание, и размышления.

  • Вечная «недетская история», так необходимая и взрослым и детям.
    Лишний раз убеждаюсь - в мире редко происходят действительно случайные вещи. Как говориться - всякая случайность есть непознанная закономерность.
    11.04.2017г. Страстная Неделя. Великий Вторник. Вчера (вернее уже в начале «сегодня») посмотрел по телевизору удивительно пронзительный фильм Тони Кэя «Учитель на замену»; сегодня вечером, на сцене МНДТ - удивительно пронзительного «Брата Алешу» Достоевского (в изложении Виктора Розова). Ни то, ни другое заранее смотреть не планировал, но так сложилось. Случайно? Не знаю. На первый взгляд - вроде это разные истории (разнесенные в веках и континентах), а нет, по сути это одна и та же история – история бесконечной борьбы человека за «Человека», бесконечная история формирования в человеке «Человека», поиска Пути к Самому Себе и тех людях, которые попадаются нам на этом пути. Одни, своим безразличием и жестокостью сталкивают нас в пропасть всеобщей ненависти, саморазрушения и Хаоса; другие, своей любовью и искренней жертвенностью освещают нам Путь к внутреннему умиротворению, созиданию и Добру.
    Теперь о самом спектакле. Очень понравились и актерские работы, и решения режиссёра-постановщика, и декораторская часть.
    Сцена «Мастерской» небольшая, камерная, а за счет своеобразных декораций и использования всего пространства зала «по диагонали», все выглядело очень объемно и естественно. Очень интересно решение, связанное с открытой дверью в дальнем углу пространства зала. Она постоянно (в зависимости от того, что невидимое происходило за ней), превращалась то «в свет», то «в тьму» «в конце туннеля»; становилась то «вратами» в ад, то в рай.
    Игра актеров брала «за живое». Из исполнителей главных ролей особенно понравились Дарья ФОМИНА (Лиза Хохлакова) и Михаил КАЛИНИЧЕВ (Штабс-капитан Снегирёв). Эти актеры исполняли свои роли настолько пронзительно и естественно, что иногда казалось - они несут нам не просто «боль» персонажа, а какую-то свою собственную боль. Показанное Михаилом КАЛИНИЧЕВЫМ состояние внутреннего мира Штабс-капитана Снегирёва - «маленького человека» беспомощного перед сложившимися жизненными обстоятельствами, и главное - перед надвигающейся потерей самого дорогого в жизни - сына, но при этом, все-таки несущего в своей душе надежду на чудо, и по своему борющегося с превратностями судьбы, лично меня просто поразило! Состояние Лизы Хохлаковой, очень ярко переданное Дарьей ФОМИНОЙ, это состояние души человека постепенно и очень сложно «излечивающегося» от злобы и обиды на всех и саму себя за собственное бессилие перед этим миром. Она как загнанный в угол зверь - «кусает» всех подряд, в том числе и тех, кто хочет ей только добра. Она, как бы провоцирует всех окружающих на такую же реакцию в отношении к ней самой. И только отвечая такому человеку добром и любовью, можно ожидать его постепенного душевного «исцеление». Мне кажется, что Дарья ФОМИНА очень ярко и понятно смогла передать нелегкий путь духовного «выздоровления» своей героини.
    Вообще все актеры были «на высоте». Очень точно и «по житейски правильно» смотрелся образ Госпожи Хохлаковой созданный Натальей РАССИЕВОЙ; Екатерина ДЕМАКОВА (Арина Петровна, жена Снегирева) просто поразила своим перевоплощением; Илюша (Алексей СПИРИН), Коля Красоткин (Сергей БРЕДЮК), Московский доктор (Роман БРЕЕВ), дочь Варя (Марина СОКОЛОВА), дочь Ниночка (Маргарита ВОЛКОВА) Смуров (Борис ШИЛЬМАНСКИЙ) – все это яркие и запоминающиеся образы. Отдельное спасибо всем участникам «общих сцен», каждый из них – маленькая судьба «маленького человека». Особенно выразительными и «точными» мне показались Тимур ПШУКОВ («недалекий» мужик с велосипедом) и Дмитрий СВЕТУС («мудрый» в своей простоте понимания мира мужик с иконкой). Дмитрий для меня вообще «король эпизода» МНДТ (не в обиду всем остальным конечно). Далее – заранее прошу прощение за свои непрофессиональные суждения. Как не странно, больше всего вопросов у меня осталось именно к режиссёрскому решению образа Алеши. С одной стороны – вроде все очень здорово (все технично, правильно, четко), с другой – не хватает чего-то «настоящего», чего-то «просто человеческого». Евгений РУБИН (исполнитель роли Алеши) не смотря на свою молодость - высокопрофессиональный, сформировавшийся актер. Его работы на сцене МНДТ по техничности исполнения – безусловно, одни из самых лучших. Но вот для роли Алеши, как мне кажется, именно это-то и не нужно. Алешу, по моему, вообще невозможно «сыграть», его можно только просто «прожить». И ведь Евгений в принципе может это (посмотрите его Остина из «Настоящего Zapada»). Вообще, по моему, «идеальный» образ Алеши смог бы создать только тот, кому под силу показать на сцене Христа, или «хотя-бы»))) князя Мышкина из «Идиота». Но, это в идеале… Ну, а если помечтать … Не уверен, но как мне показалось, по актерскому «типажу» Сергей БРЕДЮК мог бы быть значительно ближе к образу Алеши, а вот Евгений РУБИН - просто блестяще подошел бы на роль Коли Красоткина. Но это, как говориться - «не нам решать»)))!.
    Вообще, и сама пьеса, и ее постановка хороши тем, что оставляют много вопросов на которые трудно сразу найти «простые» ответы, и размышляя над этими «вопросами» хочется снова увидеть все во отчую. Сейчас как раз появился еще один повод для этого, в МНДТ очередной актерский дебют - на роль Лизы Хохлаковой вводиться актриса Анастасия Цибизована. Так, что думаю (и надеюсь), это не последняя моя встреча с «Братом Алешей»!

    Алексей Шульгин
    09.05.2017


    Роман Фёдора Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы" - это социально - психологическая драма, с содержательным и гносеологическим смыслом. Прочитав эту книгу Вы будете обдумывать поступки героев с психологической точки зрения, их действия в силу различных ситуаций, будете осознавать, как бы сами поступили, на что бы пошли ради счастливой жизни.

    На сцене МНДТ я увидела спектакль "Брат Алёша", являющийся связующим звеном в этом романе, так как из этого повествования зритель( и читатель) узнаёт очень трогательную и душевную историю, на мой взгляд: историю об Алексее, о его жизни и историю о маленьком мальчике из скромной семьи, которого задирают мальчики в школе и, который не перестаёт любить окружающих и жизнь до последних мгновений, он не обозляется на мир! Из этого можно сделать важный вывод: он мудр и осознан не по годам! Так же как и другой герой повествования - Красоткин: юный мальчик, со своими взглядами и кумирами по жизни.

    Алексей Карамазов - это самый младший член семейства (сын Фёдора Павловича Карамазова, младший брат Дмитрия и Ивана), персонаж, на которого можно обратить внимание и даже поучиться! Это человек, которого можно охарактеризовать с самой положительной стороны, которого можно назвать конгруэнтным, и не побояться!
    Из всего семейства Карамазовых этот персонаж мне ближе всего, из-за своего характера, поступков: доброты и человечности, способности выслушать и бескорыстно оказать помощь, даже если к этому придётся приложить не мало усилий! Именно поэтому я с удовольствием посетила этот спектакль дважды.
    Безусловно доля актёрского мастерства и блестящая работа режиссёра повлияла на моё восприятие спектакля! Я не перестаю восхищаться талантом актёров, их способностью забыть обо всём происходящем, обо всех своих проблемах, на время, и сыграть совершенно иную для себя роль, возможно даже такую роль, которая не близка по душе и характеру, но которую не сыграет кто-то другой.

    Мне понравилась игра и проделанная работа в данном спектакле Евгения Рубина, который исполнил главную роль (Алексея Карамазова), я считаю, что он как никто другой вписался в эту роль со своей положительной харизмой, интеллигентностью. Видно, что персонаж ему близок.
    Новый для меня актёр Сергей Бредюк, раскрылся с очень интересной и, конечно, талантливой стороны. То, как он исполнил роль 13-летнего мальчика, старающегося произвести впечатление взрослого и делового человека. Это было очень смешно и одновременно мило.
    Михаил Калиничев - заслуженный артист, занимающий весомое место в труппе театра исполнил сложную роль, которую в его исполнении я ещё не видела, т. к. это совершенно иная сторона его игры. Он предстал перед зрителем бедным, ранимым, но очень добрым бывшем отставным капитаном - Снигерёвым.
    Хочу отметить трудную роль мальчиков, потому что взрослые люди должны перевоплотиться в беззаботных ребят: бегающих, балующихся и веселящихся. Это: Иван Ефремов, Юрий Караулкин, Сергей Сахаров, Михаил Сохоров, Борис Шильманский, Всеволод Шергин.
    Алексей Спирин предстал перед нами в роли Илюшеньки - маленького мальчика, которого обижают мальчишки в школе.
    Я видела в роли Лизы Хохлаковой и Дарью Фомину и Анастасию Цибизову, и хочу сделать вывод, что обе актрисы прочувствовали эту роль на все 100 процентов! Сыграть девушку - инвалида не пошевелив ногой и не забыться дорогого стоит!
    Все актёры этого спектакля (да и всех других) несомненно талантливы! Их работы не забываются, а вспоминаются с улыбкой, а где-то и со слезами! МОЛОДЦЫ!

    Екатерина Казакова
    09.05.2017


    Талантливая труппа этого театра влюбляет в себя постоянно и с новой силой))))
    Этот спектакль мне трудно назвать своим любимым, сложные он вызывает эмоции, очень сложные.... Но каждый спектакль тем и хорош, что его можно смотреть заново, не похож на все предыдущие и я постаралась его смотреть, как в первый раз, отбросив все старые впечатления и эмоции.....))) О многом я передумала во время этого спектакля....
    ....что это так сложно идти "рука в руку", что такая честь выпадает немногим...
    ....что настоящие друзья это такой дар, который надо ценить, холить и лелеять...
    ...что жизненные обстоятельства ставят нас в разные ситуации и выходить с честью из разных испытаний только в наших руках...
    Впервые за много спектаклей, фраза Коли Красоткина (Сергей Бредюк).....только этот человек может мне приказывать (с) проникла очень сильно в мою голову, вызвав свои ассоциации...)))
    Гениальная труппа, где о каждом можно говорить до бесконечности, где каждый самобытен и неповторим....
    Алеша Карамазов (Евгений Рубин) сложный и многогранный персонаж, который сегодня завладел моим вниманием, очень проникновенно.....
    Штабс-капитан Снегирев (Михаил Калиничев), он не играет, он живет, снова и снова выворачивая себя, свою душу и сердце!)))
    От эмоций его жены Арины Петровны (Екатерина Демакова) меня потряхивало, потрясающе сыграно))
    А от выражения глаз сына, Илюши (Алексей Спирин) ты просто сходишь с ума.....)))))
    Холеный, циничный московский доктор (Роман Бреев) для которого люди не так уж и важны, он любит себя в медицине, а не медицину в себе, очень точно подмеченные детали....
    Наталья Рассиева, Дарья Фомина каждая из которых на своем месте и ты уже не представляешь себе Госпожу Хохлакову и ее дочь, Лизу в другом актерском исполнении, каждая деталь отточена, выверена и эмоционально отыграна, ни одного лишнего жеста или эмоции!))))))
    Спасибо всем-всем огромное, было интересно!
    Возможно, личные обстоятельства повлияли на мое восприятие этого спектакля, время покажет.....
    Этот спектакль по-прежнему оставляет больше вопросов, чем ответов, по разным аспектам (ролям, образам), но сегодня я рада, что была именно на этом спектакле....

    Татьяна Левина
    12.05.2016


    Спектакль завораживает и не отпускает. Смотреть этот тяжелый сам по себе спектакль было, как ни странно - легко. Извечная русская история - бедность, безысходность, безденежье, человечность простых людей, любовь - все это есть в спектакле. Артисты были на высоте - и Евгений Рубин, и Михаил Калиничев, и Дарья Фомина. Вообще, в спектакле задействовано много актеров (практически пол труппы) - мальчики, бабы, купцы... Я думал после спектакля, зачем режиссер Татьяна Розова ввела в спектакль баб с тележками и бегающих мальчиков, и шагающих купцов... ведь у большинства из них роли крохотные, а у некоторых и вообще без слов... можно было бы упростить или отказаться от этих маленьких ролей... но потом понял - что, в том числе благодаря этому - спектакль и смотрится легко и динамично.
    Спектакль очень трогательный, сентиментальный, атмосфера домашняя. Большое спасибо - смотрел не отрываясь. Спасибо актерам и Татьяне Розовой за этот спектакль.

    Дмитрий Ластов
    07.06.2015


    1. 1
    2. 2