ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ
Заказ билетов по телефону:
(499) 182-03-47

Версия для слабовидящих


Чтение для впавших в уныние (16+)



  • Автор — Майя Александровна КУЧЕРСКАЯ
  • Режиссер-постановщик — Вячеслав ДОЛГАЧЕВ
  • Художник-постановщик — Маргарита ДЕМЬЯНОВА
  • Режиссер по речи — Людмила ПАНКРАТОВА
  • Спектакль — участник внеконкурсной программы «Маска Плюс» Фестиваля «Золотая Маска» (2014)

Дата премьеры: 17 ноября 2012 года

Продолжительность спектакля: 1 час 15 минут

Майя Александровна Кучерская — писатель и литературовед, автор романов «Бог дождя» и «Тетя Мотя», лауреат Бунинской премии за книгу «Чтение для впавших в уныние».

Эта книга, появившаяся в 2004 году, произвела фурор, за короткое время выдержала шесть изданий и разошлась на пословицы. В самом деле, такой книги раньше никогда не было. «Патерик» разделил читателей на два лагеря. Кому-то эти новеллы о священнослужителях и их пастве кажутся слишком ядовитыми, большинство же считает, что они написаны с большой теплотой и любовью к людям.

...Один батюшка ничего не умел. Не умел отремонтировать храм. Не умел запустить книжный бизнес. Не умел отвоевать помещения под воскресную школу. У него не было нужных связей, щедрых спонсоров, не было машины, мобильника, компьютера, e-mail-а. Служил он тихим голосом, так что порой его не было слышно. Так батюшка и прожил свою жизнь, а потом умер. Его отпевали в хмурый ноябрьский день, и когда люди хотели по обычаю зажечь свечи — свечи у всех загорелись сами, а храм наполнил неземной свет. (Из рассказа «Неумеха»)

«...настоящий „патерик“ (сборник рассказов из жизни христиан и мудрых изречений) — жанр серьезный и документальный. И цели у подобных патериков высокие — привести человека к Богу». (Из предисловия к книге)

 С особым чувством автор пишет не только о священниках и монахах, но и о прихожанах — простых людях. О нас с вами. Особое чувство?.. Да, да, именно оно наполняет книгу! И не оно ли вдохновило Вячеслава Долгачева и его молодых артистов театрализовать «Чтение», рассказать со сцены о том, сколько, оказывается, с нами интересного происходит, чего мы порой и не замечаем, — смешного, горького, радостного, просветляющего душу.

«Столько людей живет на белом свете, и вот эти совершенно незнакомые люди, в Петербурге, Москве, Киеве, Томске, Милане, Торонто, Бостоне однажды открывают твою книжку. Читают, смеются, огорчаются, утирают слезы, соглашаются (спорят) с тобой. Еще вчера мы друг друга совершенно не знали — и вдруг — уже знакомы. Происходит это чудо встречи. Всем за него самая теплая и по-прежнему удивленная благодарность». М. Кучерская

Вячеслав Долгачев (режиссер-постановщик спектакля): «Мы не хотели бы морализировать, делать вид, что нам все известно и понятно, тем более что книга Кучерской касается горячо обсуждаемой темы Веры, Религии, Церкви. Спектакль "Чтение для впавших в уныние" — чтение прежде всего для нас самих, двенадцати наших актеров. Может быть, найдутся желающие к нам присоединиться».

  • «Чтение для впавших в уныние», М. Кучерская
    Журнал «Театральная афиша». № 1 2013 г., Рубрика «Зеркало сцены»

    Подарок для самого слабого
    «Планета Красота», Московский театральный журнал, № 3 – 4.

  • "Чтение..." - это не только (и даже не столько) театральная постановка, это ещё и уникальная возможность понаблюдать за её исполнителями не как за артистами, а просто - как за людьми.
    В обычном спектакле, актер выходя на сцену и перевоплащаясь в образ своего героя, расстворяет и глубоко прячет в нем "себя" самого. Здесь же всё не так, здесь складывается ощущение, что ты просто сидишь среди более - мене знакомых тебе людей, которые общаются друг с другом, общаются с тобой, и при этом они конечно переодически "играют", но это не игра актера на сцене, это скорее "игра" хорошего рассказчика в дружеской компании, когда он умело рассказывает друзьям анекдот или наоборот, какую-то берущую задушу историю. Тут очень много настоящего, и зачастую даже настроение исполнителя, принесенное им с собой на сцену, во многом тоже настоящее, из его реального мира. И всё это - здорово, потому что постепенно ты так же, по настоящему, начинаешь ощущать себя частью этой "компании", и пусть и беззвучно, но принимаешь участие в их дружеской беседе.
    Спасибо вам за это, друзья!

    Алексей Шульгин
    22.03.2018


    Не самый нарядный осенний день, темнота и слякоть. Но, все - таки добрались! Не опоздали, настроились. И вот - лаконичное пространство сцены, ощущение близости и сопричастности, сотворчества, ценности того, что происходит здесь и теперь. Какой сложный жанр - чтение. когда не скроешься за костюмами и декорациями, надо быть предельно собранным и внимательным, а иначе - оговорка по Фрейду, что случилась у одного из актеров. Тема - то серьезная! Но даже это, и другие мелкие шалости ( М. Калиничев, оказывается мастер импровизации) не ослабили впечатления. По - настоящему вдумчив был С. Бредюк, очень убедителен и по- хорошему ироничен Н. Разуменко, хороши жизненным задором Д. Бутакова и М.Волкова. А еще у Вашего театра есть одна особенность - попав сюда полтора года назад, не в силах уйти. Театр создает особое пространство - ресурс силы лично у меня. В каком бы состоянии не пришла, усталой, обессиленной - ухожу всегда наполненная энергией. Наверное, это специфика камерной атмосферы, которая формирует ощущение, что играют лично для тебя. Спасибо!
    Екатерина.

    Екатерина
    30.10.2016


    Вот так приходишь в театр, а тут раз.....и узнаешь, что есть свой батюшка.....)))) Давно я так не смеялась))))
    Как же можно не любить и не пересматривать такие спектакли, где каждый спектакль уникальный и неповторимый!!!!)))))
    Где есть православный Ёжик и не православная белочка, где есть юмор и легкая ирония, есть уважение к чувствам других, где ты понимаешь, что чудеса зависят не только от каких-то высших сил, но и от тебя самого, от окружающих тебя людей, ведь главное же, чтобы человек был хороший (с) .....когда важно лишь доброе, ласковое слово и жизнь может заиграть новыми красками, чудеса мы можем творить сами!!!!)))))

    Татьяна Левина
    06.10.2016


    Этот спектакль о том, что в церквях и монастырях такие же люди, как и везде, со своими слабостями, недостатками и страстями. Каждому дается своё испытание, разного масштаба. Кто-то борется с тягой к курению, кто-то наживает богатства сомнительными способами. Видимо, невозможно избежать момента, когда нужно сделать выбор, например, в пользу своей привычки, своего упрямства или в пользу близкого человека. Все делаю разные выборы. И в любой, самой обычной ситуации можно встретить Чудо.
    Приятно, что на такие разговоры собрался целый зал, пусть и не большой.

    Леля
    30.12.2015


    1. 1
    2. 2