ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ
Заказ билетов по телефону:
+7 (499) 182-03-47

Версия для слабовидящих


Визит старой дамы (16+)



  • Автор  Фридрих ДЮРРЕНМАТТ
  • Перевод с немецкого языка  Николай ОТТЕН и Людмила ЧЕРНАЯ
  • Режиссер-постановщик  Вячеслав ДОЛГАЧЕВ
  • Художник-постановщик  Маргарита ДЕМЬЯНОВА
  • Художник по костюмам  Дарья КИЛОЧЕК
  • Режиссер  Наркас ИСКАНДАРОВА
  • Балетмейстер  Анна МЕЛОВАТСКАЯ
  • Музыкальное оформление  Лариса КАЗАКОВА

Дата премьеры: 19 ноября 2016 года

Продолжительность спектакля: 2 часа 35 минут (с одним антрактом)

Швейцарский драматург Фридрих Дюрренматт знаменит прежде всего своими комедиями. И пьесу «Визит старой дамы», в которой изложена по сути история одного убийства, он назвал «трагической комедией».  Действие происходит в городе Гюллене (кстати, в переводе с немецкого – «навоз»). Дела там идут из ряда вон плохо: заводы закрываются, лавки разоряются, люди страдают от безработицы и нищеты. Но вот в Гюллен приезжает старая миллиардерша, которая провела здесь дни своей юности.  Конечно же, теперь она не откажет родному городу в помощи, и жизнь вернётся на круги своя! Однако жители Гюллена не подозревают, какую высокую цену им придётся заплатить за обещанное материальное благополучие. Каждый окажется перед выбором: стать ли предателем и палачом в обмен на процветание или сохранить остатки гуманности? Однажды жители Гюллена уже поступили несправедливо, позволив выгнать из города беременную девушку, которую оклеветал любимый человек. Вот только разве знали они тогда, что спустя несколько десятков лет эта девушка вернётся, по-прежнему молодая, так и не исцелившаяся от кровоточащей раны в сердце, но способная теперь заставить всех играть по своим правилам? И её желание обладать возлюбленным – отныне без разницы, живым или мёртвым, – всё так же сильно: «Любовь твоя умерла давным-давно. А вот моя  все никак не умрет. Но и жить она не может. Она превратилась в чудовище, как и я сама».

Настанет день, когда за каждым из нас явится такая старая дама и потребует ответить за всё перед лицом собственной совести. 

 

  • Смерть и дева
    Статья "Смерть и дева", журнал "Театральная афиша" www.teatr.ru

    Два взгляда на один спектакль
    газета "Калининградская правда" ("Калининградка-онлайн") г. Королева, № 5 (18617) от 21 января 2017 г.

  • Человеческая алчность, заискивание перед власть имущими, жажда лёгких денег, грех непрощения, отказ брать ответственность на себя, невольное соучастие в преступлении, пародия на современную журналистику… Всему этому и не только посвящён спектакль «Визит старой дамы» по пьесе Фридриха Дюррематта в Московском Новом драматическом театре.
    На свою родину, в захолустный городок Гюллен приезжает миллиардерша Клара Цаханассьян и привозит с собой гроб! Много лет назад Гюллен был богат, а Клара – бедна. У неё здесь был роман с Альфредом Иллом, который отказался признать отцовство их ребёнка, и Клара с позором уехала из города. Ребёнок умер, она занималась проституцией, но после ряда удачных замужеств, стала невероятно богатой, и теперь вернулась в Гюллен за правосудием. Она обещает дать горожанам миллиард за убийство Альфреда Илла, и гроб уже ждёт его!
    Добропорядочные граждане Гюллена предложение Клары поначалу отвергают, но постепенно в каждом из них поселяется уверенность, что преступление кто-нибудь да совершит, и деньжищи у них в кармане. Горожане начинают совершать дорогостоящие приобретения в долг. Как сговорившись, весь город отоваривается в лавке разоблачённого Илла самыми дорогими продуктами, щеголяет в новых жёлтых ботинках и новых нарядах. Не могут устоять перед соблазном и полицейский, и священник, а потом даже дети и жена Илла.

    Обстановка давит на него. Сначала он паникует, пытается искать защиты, ищет совета. Но новизна и беззаботность вокруг так и маячат перед глазами, венки к гробу несут и несут, журналисты оценивают обстановку и сочиняют красивую историю с постановочными фото… Илл просто покоряется судьбе. Экономика города терпит крах, атмосфера накаляется до предела, бургомист созывает общегородское собрание, где все (включая, зрительный зал) выносят смертный приговор Иллу. Клара выписывает чек и покидает город, оставляя его жить с этим.
    Сценография лаконична и сера. В основном действие разворачивается на фоне мрачных городских ворот, заржавевших от времени, холодных как сердца живущих за ними. При необходимости они трансформируются в различные городские пространства. Возвышение в углублении сцены воплощает и железнодорожную станцию, и городскую площадь. Нет ни одного яркого пятна, кроме рекламы и этикеток в лавке Илла. Даже в лесу тут нет зелени и свежести – пороки горожан убили всё живое.
    Актёрской команде очень живо удаётся передать всеобщие эйфорию и истерию, невозможность устоять перед соблазном и готовность в прямом смысле идти по трупам. И никого из героев ничуть ни жалко: ни беспечных горожан, ни ожидающего смерти Илла, ни не сумевшую простить Клару. Она тоже получает по заслугам: из бегающей с лёгкостью барышни вначале она превращается в едва передвигающуюся уставшую от жизни женщину с подряхлевшей красотой в финале. Одним словом, зло не приносит счастья никому.

    Наталия Алейнова https://pluggedin.ru
    13.06.2019


    Эта вроде бы банальная история зацепила меня за живое
    Действие спектакля происходит в провинциальном городке Гюллене, жизнь в котором последнее время пришла в упадок, так как по каким-то причинам все предприятия ранее вполне успешные теперь разорились. И тут у жителей города появляется надежда на спасение благодаря мультимиллиардерше Кларе Цахонассьян. И вроде на это есть все основания, ведь госпожа Цахонассьян славится своей благотворительностью, а Гюллен её родной город. И Клара действительно соглашается помочь, но при условии, что жители города убьют Альфреда Илла. В чем вина Альфреда? Почему Клара готова за его смерть заплатить такую высокую цену? Казалось бы банальная история... Давным давно Альфред и Клара любили друг друга, Клара забеременела и подала в суд на признание отцовства, но Альфред нашел двух лжесвидетелей и сумел отмазаться, а Клара была вынуждена уехать из города и заняться проституцией. И вот теперь она требует отмщения по праву силы, по праву больших денег. Она уже наказала лжесвидетелей, которые превратились в двух её верных слуг, и даже судья служит у неё дворецким. Остался не наказанным только главный виновник — бывший возлюбленный Альфред Илл... Решатся ли жители просвещенной Европы на убийство? На одной чаше — материальное благополучие всего города, на другой — жизнь старого Альфреда... Клара готова подождать, пока жажда дармовых денег победит моральные принципы... К сожалению, чуда не произошло и финал истории тоже банален. Жители города, прикрываясь восстановлением справедливости, решаются на коллективное убийство...
    И вот эта эта вроде бы банальная история зацепила меня за живое. Возможно потому, что я сама родом из подобного Гюллена, а возможно потому, что действие спектакля происходит так, что ты волей-неволей ощущаешь себя сопричастным к выбору жителей Гюллена и от этого становится страшно и жутко... Потому что по большому счету каждому из нас не раз приходится выбирать между чистой совестью и материальными ценностями. И частенько перевешивает второе... Ведь своя рубашка ближе к телу...
    Что касается игры актеров, то прежде всего меня потрясла работа Екатерины Демидовой. Видя, как ее Клара из цветущей дамы в расцвете сил превращается в старуху, после того как цель её достигнута, и понимая, что цель эта была отомстить бывшему возлюбленному, которого она по -прежнему как это не парадоксально всё ещё любит, у меня наворачивались слезы...
    Её Клара получилась по-настоящему живой и её боль воспринимаешь как свою.
    Отдельное спасибо Всеволоду Шергину и Алексею Спирину. Они были прекрасны в обоих своих ипостасях.

    Светлана Вазюля
    16.05.2019


    Были с мужем 7 октября 2018 года на спектакле "Визит старой дамы". Сказать, что понравилось - это не сказать ничего. Мы в восторге!!! Так давно не испытывали таких эмоций! Актерские работы, костюмы, свет, музыка, режиссёрские находки - все на высшем уровне. Молодцы! Дай Бог процветания Вашему театру! Всем актерам новых прекрасных ролей и благодарного зрителя!!! СПАСИБО!

    Наталья
    08.10.2018


    Удивительный спектакль, замечательный...я со вчерашнего дня под впечатлением, редкие спектакли оставляют такой след в душе...! Шла в театр и по пути было много цветочных магазинов - подумала, может купить букет? Но я плохо знаю актеров театра, шла не "на кого-то", просто выдался свободный вечер, и не купила ни цветочка. О чем потом очень пожалела. Потому что игра актеров ТАКОГО уровня, которую мне посчастливилось увидеть в спектакле "Визит старой дамы", заслуживает и бурных, продолжительных оваций и букетов КАЖДОМУ артисту, занятому в спектакле. Великолепная режиссура, спектакль выстроен безупречно, невозможно оторваться от того, что происходит на сцене-игра актеров впечатляет, причем видно, что это именно слаженный коллектив сильных, мощных актерских дарований, а не просто игра одной-двух прим театра и бледного окружения, рядовых артистов. Хочется особенно выделить игру Екатерины Демидовой - как на протяжении спектакля на наших глазах из уверенной, успешной, шикарной дамы, которой она предстает в начале спектакля, она превращается в раздавленного и опустошенного своей внутренней трагедией и стремлением к мести человека...А ее монолог в конце, где она говорит, что "ее любовь до сих пор жива и не может ни жить ни умереть.." Екатерина Демидова молодая актриса, но как ей удалось отобразить все нюансы сложного внутреннего мира своей героини, пожилой женщины, это удивительно...! Дмитрий Светус, который играл учителя, тоже просто покорил своей игрой, ни на секунду не выходя из образа человека, вроде стремящегося к справедливости и порядочности, но в итоге оказавшегося в толпе "судей и обличителей", танцующих "на костях" Илла. Олег Бурыгин в роли Илла прекрасен, Илл вначале спектакля и в конце - это два разных человека, Олегу Бурыгину удалось раскрыть всю гамму чувств, которую испытывал его герой - от ностальгических легких и приятных воспоминаний о юных забавах с Кларой, до осознания своей вины в том, что своим предательством он раздавил в Кларе веру в любовь, в людей, попросту уничтожил эту веру, как Илл говорит в своем последнем монологе "Это я сделал Клару такой...это моя вина..." Великолепна игра Сергея Бредюка, его чудесное перевоплощение в разных образах, замечательно! Татьяна Кондукторова прекрасно сыграла жену Илла-примитивную лавочницу, не пожалела красок, образ Госпожи Илл получился очень выразительным. Бургомистр Дмитрий Шиляев шикарен - настолько хорошо подмечены ораторские и циничные приемы "общения с народом" управленцев, браво. Врач, которого блистательно сыграл Роман Бреев, чудесен, выбранный им и режиссером образ дополняет картину ярких образов жителей Гюллена. Полицейский Николай Разуменко - просто стопроцентный Полицейский, Вахмистр всех времен и народов-практичный, соблюдающий субординацию, подчеркнуто туповатый где того требует ситуация). Всеволод Шергин, Алексей Спирин, молодые талантливые актеры, создали на сцене яркие образы Коби и Лоби, вызывающие порой ужас и придающие пьесе ноту фантасмагории. Их же мы видим в роли Журналистов, молодцы ребята, "Берегите себя и своих близких!", отлично. Прекрасна игра Ивана Ефремова, он сыграл Священника. Как он ловко и двусмысленно цитирует библейские истины в угоду меняющейся ситуации с милллиардом, который посулила городу Клара. Дворецкий Александр Курский, дети Илла- Екатерина Демакова и Борис Шильманский - хочется упомянуть всех, потому что повторюсь - на сцене была видна слаженная игра единомышленников, талантливых и ярких актеров, за что отдельное ОГРОМНОЕ СПАСИБО РЕЖИССЕРУ ВЯЧЕСЛАВУ ДОЛГАЧЕВУ. Создать такую команду актеров, сделать атмосферу в театре творческой и свободной, при этом внутренне чутко выверяя высокие стандарты и требования к игре актеров - только в атмосфере любви в театру и в уважении к зрителю могут рождаться такие замечательные спектакли, как "Визит старой дамы". Спасибо всему творческому коллективу театра! С уважением, Кандина Инна Алексеевна.

    Кандина Инна Алексеевна
    08.10.2018


    1. 1
    2. 2
    3. 3