ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ
Заказ билетов по телефону:
(499) 182-03-47

Версия для слабовидящих


Абсурд в стиле диско

Автор: Елена Ковальская
Источник: АФИША
17.12.2007


В одном городе молодежный коллектив танцует диско. Да так здорово, что получает приглашение в Москву, на программу «Утренняя звезда». В ребят верит их учитель — хороший человек и энтузиаст — Владимир Иванович, но не верит уборщица и скептик Варвара Никитична Бочкарева. За это один из ребят, косноязычный мальчик Гришкопец, оскорбляет пожилую женщину — и зря. Варвара Никитична могла бы задушить Гришкопца собственными руками: в прошлом она кoмандовала флагманом Северного флота, правда, была уволена в запас за неуживчивый характер. Но не это является её главной тайной… Дальше рассказывать не буду, но ручаюсь: ни за что не угадаете, чем все закончится. Хотя ход мысли подскажу: глумливая история легко уживается у Олега Шишкина с внятной, простой моралью — мечта любым способом материализоваться в Москве и в эфире пагубна; устремляющийся в ящик да сыграет в него. Шишкин легко жонглирует штампами, речевыми и ментальными, но от штудий ироничных постмодернистов его писания отличают две вещи: недюжинный пафос и нечеловеческие преувеличения. Адекватно сыграть такую пьесу — значит сыграть её абсолютно всерьез, так, как играл, допустим, свои кровавые гиньоли Владимир Епифанцев, товарищ Шишкина. Они, к слову, многое делали вместе. Епифанцев ставил шишкинскую «Анну Каренину-2» , Шишкин служил Епифанцеву спичрайтером, когда тот делал свою громкую программу «Дрема» на ТВ6. Примерно тогда же, лет восемь назад, Епифанцев показывал пьесу «Страдания молодых танцоров» в читке на «Любимовке», и звучала она зловеще, цинично и гомерически смешно. Оказаться в репертуарном театре эта вещь могла только в порядке бреда — а оказалась в порядке эксперимента: постановка финансировалась проектом «Открытая сцена», поддерживающим молодежь и новации.
 
По части молодежи здесь проходила Елена Новикова — актриса и режиссер, известная двумя милейшими спектаклями по пьесам Натальи Ворожбит. Если кто видел те её спектакли в Казанцевском центре, тот поймет: Новикова супротив Епифанцева — что ВИА «Татьяна» супротив Napalm Death. А Новикова взялась открыть пьесу тем же ключом, которым она отпирала «Галку Моталко»: ненавязчивая стилизации под семидесятые — восьмидесятые, девчачья легкость и здоровый юмор. Теперь молодые актеры Нового драматического косят под идейную советскую молодежь, старательно изображают наивных дуралеев и словно поглядывают на них несколько свысока. Роль пожилой капитанши, брившейся остро заточенным совком, отдали актрисе молодой и стройной — выглядит это совсем уж по-тюзовски. Конечно, спектакль — танцевальный, музыкальный, местами остроумно придуманный — имеет право на существование и в таком виде, публика недоумевает — но гогочет. И все же, если ехать на самый край Москвы, в Новый драматический, то ради другого. Этот другой — взрослый артист Олег Бурыгин. Помимо эпизодических папаши Фаберже и Митхуна Чакраборти он играет некоего трансвесгита, обозначенного в программке как «Человек-телевизор». На самом деле этот человек — сама Москва: бесстыжая и бесполая, насколько яркая, настолько же и тоскливая, до чертиков всем нужная и задыхающаяся от равнодушия. Если Новикова поставила эту роль — то браво Новиковой; а может, номера у артиста Бурыгина давно заготовлены на случай бенефиса и отшлифованы во множестве капустников. Но мы же их не видели, эти капустники, да и вряд ли нас позовут. А так — деньги заплатил и радуйся. 



← Вся Театр