+7 (499) 182-03-47
Версия для слабовидящих

Ru

En

03.02.2010

Чего хочет женщина?

В Новом драматическом театре состоялась премьера спектакля «Тойбеле и ее демон» по пьесе лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса Зингера и Ив Фридман. Двенадцать лет назад режиссер-постановщик Вячеслав Долгачев ставил одноименный спектакль во МХАТе им. Чехова, где главную роль сыграла Елена Майорова. Просуществовал он не так долго, поскольку изумительная эта актриса фактически сгорела заживо. Неожиданно и трагично ушел из жизни во цвете лет и актер Сергей Шкаликов. Пострадал на «Тойбеле» и Вячеслав Невинный, работа которого в том спектакле была великолепна, но принесла с собой не только творческие радости, но и тяжелейшую травму.
 
Весьма смелым было со стороны Вячеслава Долгачева воскресить тот ставший уже легендарным спектакль на новой территории и совсем с другими исполнителями. Сценография Маргариты Демьяновой воссоздана практически точно и дублирует ту, что была ею сделана во МХАТе. И музыка Вадима Бибергана перешла из прежнего спектакля в новый. Сам Вячеслав Долгачев говорит, что ставил спектакль о любви и влюбленности, которую часто принимают за любовь, в результате чего происходят разочарования, ломаются жизни. Первая красавица Фрамполя Тойбеле волнует едва ли не все мужское население. Рассчитывать на ответную любовь таким невзрачным персонажам, как Алхонон, не приходится. Спасает находчивость. Тойбеле, как и все женщины Фрамполя, боится демонов, которые могут явиться к ней. Так что благодатная почва подготовлена самой жизнью. И такой демон-искуситель предстанет перед ней буквально во плоти, и вот уже женщина пропадает от любви.
 
Роль Тойбеле досталась ведущей молодой актрисе театра Виолетте Давыдовской, которую публика знает не только по спектаклям Нового театра, но и по ее работам в фильмах «В созвездии Быка» Петра Тодоровского, «1612» Владимира Хотиненко, современной телеадаптации «Американской трагедии» Теодора Драйзера — «Жизнь, которой не было». Скорее всего, актриса не видела прежнего спектакля Вячеслава Долгачева в силу своего возраста и биографии, не знает, как работала в нем несравненная Елена Майорова, и это, наверное, ее плюс, поскольку актеру иной раз сложно удержаться от невольных повторов. Виолетта Давыдовская свободна в собственном видении образа и погружается в стихию Зингера исключительно в только ей свойственной манере. Какое-то время ее героиня сопротивляется охватившему ее чувству, ведь переступить границы дозволенного ей нелегко, но запретный плод сладок, и жажда неведомого непреодолима. Вкусив запретной любви, Тойбеле мается с тем, кто станет ее мужем, хотя это тот же человек, с которым она предавалась страсти. Людям вечно чего-то не хватает, а желанное в какой-то миг может оказаться привычным и обыденным. Роль неказистого Алхонона и его демоническую ипостась играет Михаил Калиничев. Он может быть князем Мышкиным в «Идиоте» на сцене Нового театра, невзрачным еврейским юношей в «Тойбеле…» и тут же демоническим любовником. Диапазон впечатляет. Если сидеть далеко от сцены, можно и не распознать в нем одного и того же человека — так меняется актер. В спектакле немало и других забавных и трогательных персонажей, которых играют Ольга Беляева, Сергей Моисеев, Олег Бурыгин.
 
Публика по-детски погружается в стихию Зингера, рассказывающего, по сути, местечковую историю, происходящую в польском Фрамполе в конце девятнадцатого века, насыщенную суевериями, фантастическими образами. Мир ее сказочен и почти нереален, но, как показывает жизнь, сказки востребованы и взрослой аудиторией.