ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ

Когда мы были живы

Автор: Евгения Гостева
Источник: "Вечерний Королёв", № 23, июнь 2005 г.
23.06.2006


С шестое по девятое мая Московский Новый драматический театр жил премьерой. Специально к 60-летию Великой Победы театр выпустил неоднозначную, сложную, психологически напряжённую постановку о войне, в которой войны как таковой и не было.
 
«Пел соловей, сирень цвела» — автором современной притчи о любви и смерти стал уже известный в литературном мире Александр Селин.
 
Итак, пел соловей, была весна… Планы, надежды, мечты, любовь, молодость, жизнь, война, смерть. Обычно так выглядит набросок любого произведения о войне. Но там, где у всех стоит точка, у Селина события лишь начинают разворачиваться: трое молодых людей, двое русских Алексей (Никита Алфёров) и Ринат (Дмитрий Светус) и немец Зигфрид (Кирилл Болтаев) погибают в первом же бою, успев сделать лишь несколько выстрелов. Погибают за светлое будущее, за то, что кому-то это было нужно. Погибают, не успев увидеть жизни, не успев понять, что их уже нет… В последнее мгновение их взгляды встречаются и, похоже, они наконец оказываются в «светлом будущем», в этом идеальном обществе, за которое они так боролись, о котором так мечтали, за которое так нелепо погибли. И всё в нём так удивительно, невероятно прекрасно: и воздух, и небо, и все желания исполняются до того, как о них успеваешь подумать. Утопия, ни дать ни взять! Но пресловутая идеальность очень быстро начинает пугать героев и наступившее «светлое будущее» уже не кажется таким светлым. Они всё больше и больше сомневаются в его подлинности. Иллюзии рушатся после того, как они, условившиеся называть друг друга товарищами, вдруг вспоминают свои имена.
 
Сложная тема жизни и смерти у Селина приобретает несколько ироничный характер. Осознав, что они умерли, герои задаются ещё вполне человеческими, прагматичными вопросами вроде: «Почему мы здесь?», «И что с нами теперь будет?». Раз уж им дана эта наносекунда, значит, дана она не просто так. Значит нужно выжать её «по полной», что герои и делают перед тем, как вернуться в ту самую точку, с которой всё началось.
 
Столь серьёзную тему режиссёр Искандарова решила разбавить музыкой и танцами. Около двадцати песен предвоенных лет на русском, немецком и английском языках актёры исполняют живьём, и, кстати, получше, чем во многих до боли известных мюзиклах.
 
Несомненно, спектаклей о Великой Отечественной войне сегодня на московских подмостках немало. Но НМДТ, как впрочем всегда, удалось-таки отличится. Привычка искать сложные решения, идти в обход стала отличительной чертой этой молодой и талантливой труппы. И уже сейчас со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что как минимум незамеченной эта постановка не останется.



← Вся Театр