ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ
Заказ билетов по телефону:
(499) 182-03-47

Версия для слабовидящих


Люди не нашего времени

Автор: Ирина Алпатова
Источник: Газета «Новые известия», 30 мая 2013 года, Журнал «Театрал», № 6, 2013 г.
30.05.2013


Осенью исполнится сто лет со дня рождения драматурга Виктора Розова. Сегодня его пьесы вновь оказались востребованы и популярны, причем как у явных авангардистов, так и у консерваторов. Кто-то ностальгически ищет в них человеческие характеры и порывы, утраченные сегодня, другие с помощью Розова перебрасывают мостик из прошлого в настоящее, соединяя причины и следствия.

Вячеслав Долгачев, худрук Нового драматического театра, поставил одну из поздних пьес Розова — «С вечера до полудня». В ней драматург не изменил своему любимому сюжету — семейной истории, но оказался более сдержан в выводах, словно бы доверив своим героям самим принимать непростые решения. В спектакле Нового драматического эта история, безусловно, московская. Огромная проекция знаменитой высотки на Краснопресненской заменила собой традиционный занавес (сценография Маргариты Демьяновой). Десятки светящихся окон… Кажется, загляни в любое — и станешь свидетелем какой-нибудь семейной драмы. И этот «занавес», приподнимаясь, не исчезает совсем, но приоткрывает квартиру-коробочку, где все и случилось…
 
Там, внутри, все узнаваемо — для тех, конечно, кто в сознательном возрасте застал 70-80-е годы минувшего века. И домочадцы этой «хорошей» квартиры, принадлежащей известному писателю Жаркову (Анатолий Сутягин), совсем не похожи на театральных персонажей в исполнении актеров, привычно разыгрывающих историю для публики. Режиссер явно уводил всех от этого стандартного понятия «игры» — ни тебе форсированных интонаций, ни хорошо поставленных голосов, ни выразительных поз и жестов, ни декларируемых выводов и оценок. Эти люди здесь просто живут, «носят свои пиджаки» и домашние тапочки, накрывают на стол и укладываются спать… И совсем по-чеховски в эти простейшие моменты жизнь может резко свернуть с проторенной колеи, а человек пересмотреть всю свою биографию.
 
И тогда старый писатель Жарков — Сутягин соберет в старую наволочку все свои рукописи и отправится жечь их в пустом дворе на рассвете. А его сын Ким (Сергей Моисеев), 40-летний спортсмен-неудачник, «упустивший» жену Аллу (Наталья Рассиева), отбывшую в сытую заграницу, за одну ночь научится понимать и прощать. И уже своего сына, 16-летнего Альберта (Алексей Калинин), отпустит туда, к матери. Альберт же, как явное продолжение знаменитых «розовских мальчиков», поедет именно что к маме, но не в благословенное «забугорье». Тогда такие понятия, как «родина» или «дом», еще не были пустым звуком…
 
Здесь вообще будут много говорить об этом — о доме и семье. Без навязчивых интонаций проповедничества, но очень просто и искренне. Не зря же в просторной квартире Жарковых «сломаны» все стены, а личные пространства каждого члена семьи сливаются в территорию общую, пространство Дома. И у Жарковых появится слушатель-оппонент, заезжий гость Лева Груздев (Роман Бреев), первая любовь писательской дочери Нины (Анастасия Безбородова). Этакий «новый человек», свободный от «корней» и прочих семейных условностей. За одну ночь и ему предстоит многое понять, пересмотреть и даже доведется застенчиво всплакнуть в финале. Это сегодня, конечно, выглядит некой драматургической натяжкой, но режиссер автору доверяется во всем. А эти люди на сцене совсем не герои, тщательно сконструированные драматургом. Но где-то и «лузеры», неудачники. Они такие же, как мы, но и чуточку другие, еще не успевшие утратить неких «старомодных» понятий о жизни и любви, которых многие из нас, увы, лишились. Но тем и интересны: с ними можно внутренне поспорить, в чем-то пожалеть, но иногда ведь и позавидовать.



← Вся Театр