+7 (499) 182-03-47
Версия для слабовидящих

Ru

En

09.11.2005

Настоящий Запад на восточной окраине

На восточной окраине Москвы, в Новом драматическом театре сыграли премьеру. «Настоящий Запад» по пьесе американского драматурга Сэма Шепарда. По мнению Марины Шимадиной, такой спектакль можно было показать ив центре города.

Новый драматический театр под руководством Вячеслава Долгачева отмечает свое тридцатилетие. Любой театральный организм к этому возрасту имеет шанс окостенеть, завязнуть в раз и навсегда закрепленном стиле. Новый драматический все эти годы умудряется оставаться действительно новым. Может быть, потому, что костяк труппы сегодня составляют тридцатилетние артисты — ровесники самого театра.

Молодость театра чувствуется ещё и в том юношеском максимализме, с которым Вячеслав Долгачев выстраивает свой репертуар. Казалось бы, ну чего требовать от театра, расположенного в трехстах метрах от МКАД, который посещают в основном окрестные школьники и куда редко добираются театральные критики? За годы территориальной и информационной изоляции он вполне мог превратиться в замшелый культурный центр районного масштаба, радующий местных жителей непритязательными комедиями антрепризного толка. Но художественный руководитель Нового драматического с энтузиазмом продолжает воспитывать своего зрителя на качественной и небанальной драматургии и литературе. Сегодня в афише театра: «Один из последних вечеров карнавала» Карло Гольдони, «Elsinore» по шекспировскому «Гамлету», «Лысая певица» Эжена Ионеско, «12 разгневанных мужчин» Роуза, «Профессионалы победы» Александра Гельмана и хит последних сезонов спектакль «Время рожать» — портрет поколения, созданный по рассказам молодых российских писателей.

Пьеса современного американского драматурга, актера и режиссера Сэма Шепарда (автора сценария к знаменитым фильмам «Забриски Пойнт» Микеланджело Антониони и «Париж-Техас» Вима Вендерса) прекрасно вписывается в этот ряд. История двух братьев, скромного труженика пера и нахального бродяги, чьи судьбы, внезапно столкнувшись, идут под откос, — отличный образец той драматургии, на основе которой рождаются редкие в Голливуде интеллектуальные фильмы («Настоящий Запад» в США экранизировался дважды, в одной из лент брата-разгильдяя сыграл Джон Малкович).

Размеренная и благополучная жизнь сценариста Остина рушится с появлением его беспутного братца Ли — хулигана и талантливого вора. Придумывая на ходу дурацкий сюжет для вестерна, он очаровывает своей напористостью и непосредственностью кинопродюсера и уводит из-под носа у брата выгодный контракт. Ошалевший от такой наглости сценарист «слетает с катушек» и, чтобы хоть как-то реабилитировать себя, идет воровать тостеры. Братья меняются местами, но выпускник элитного колледжа в роли антисоциального элемента оказывается страшнее, чем его непутевый брат — путешественник и искатель приключений.

В Новом драматическом театре пьесу Сэма Шепарда поставила начинающий режиссер, выпускница РАТИ 2003 года Наркас Искандарова. Нельзя сказать, что она придумала для спектакля какую-нибудь необычную концепцию или сногсшибательный постановочный ход. Но сделан он так добротно, качественно и профессионально, что не придерешься. Грамотно выстроенная композиция-действие раскручивается постепенно, достигая в финале ураганной силы. Коротенькие музыкальные фрагменты разбивают сцены, превращая каждую из них в законченную картину. Режиссер сосредотачивается на конфликте двух мировоззрений, не пытаясь как-то приукрасить сюжет, состоящий в основном из длинных диалогов, и любыми путями не дать публике заскучать. Немногие опытные режиссеры, работающие в центральных театрах, могут похвастаться такой выделкой своих сценических изделий.

Главная удача спектакля — это две центральные роли в исполнении молодых актеров Никиты Алферова и Михаила Калиничева. Ребята играют азартно, подробно и убедительно и чувствуют себя в стилистике американской драмы вполне уверенно. Будь на месте двух никому не известных молодых актеров какие-нибудь модные театральные звезды и иди этот спектакль в пределах Садового кольца, «Настоящий Запад» был бы обречен на громкий успех. Зато в Новом драматическом он останется блюдом для настоящих гурманов, которые ради хорошего спектакля не поленятся добраться до улицы Проходчиков.