+7 (499) 182-03-47
Версия для слабовидящих

Ru

En

25.05.2005

Райское заблуждение

Юбилейные торжества по случаю Победы благополучно завершились. Правда, не все культурные акции носили разовый характер. Многое из того, что появилось в юбилейной театрально-концертной афише, явно намерено продлить свою творческую жизнь. В этом ряду — премьерный спектакль Нового драматического театра «Пел соловей, сирень цвела...» по одноактной пьесе молодого писателя Александра Селина.

Творчество Селина не столь давно было замечено небезызвестным Виктором Ерофеевым, включившим его произведения в книгу «Время рожать», составленную из рассказов молодых российских писателей начала XXI века. По этой книге художественный руководитель Нового драматического Вячеслав Долгачев сделал одноименный спектакль с участием не менее молодых актеров труппы, с успехом идущий уже второй сезон.

Теперь же Александр Селин удостоился более пристального внимания театра. Его пьеса «Пел соловей, сирень цвела...» самим автором обозначена как «современная притча о любви и смерти» Она, конечно же, о войне, вернее, о том, как меняет война привычные человеческие представления, ощущения, эмоции. Война эта, судя по отдельным хронологическим приметам, вполне конкретная Великая Отечественная. И в то же время Селин пытается дать некий обобщенный, абсолютизированный образ любого подобного катаклизма.

Молодой режиссер из Башкирии, недавняя выпускница РАТИ Наркас Искандарова вслед за драматургом синтезирует в спектакле узнаваемое бытовое «ретро» 30 — 40-х годов минувшего столетия и символику притчи. А как же иначе, коль дело происходит не где-нибудь, а в потустороннем пространстве, отчасти похожем на рай. Летящие белые занавеси, клубящийся туман, зеленый коврик, имитирующий свежую травку (сценография Владислава Огая). Именно туда и попадают только что погибшие молоденькие солдатики, пока что безлико-унифицированные и обозначенные разве что порядковыми номерами: Первый — Никита Алферов, Второй — Дмитрий Светус и Третий — Кирилл Болтаев.

Замедленные «символические» движения, почти полет в состоянии невесомости (хореография Анны Меловатской). Очень скоро «рай» начнет обретать живые приметы. Некая вечно напевающая девушка-ангел (Виктория Тихомирова) притащит пружинный матрас, еду, книги. Солдатики обретут дар речи, вспомнят свои имена. А рядом — гости из Светлого Прошлого: веселая массовка, одетая по моде все тех же 30-40-х (причем моде как советской, так и немецкой), азартно и темпераментно распевает ностальгические песни, танцует, сбивается в пары, которые «выясняют отношения» согласно песенным текстам.

Но райская идиллия постепенно начинает оборачиваться недавним жизненным кошмаром. А та же девушка-ангел вдруг вынесет винтовки и раздаст их солдатам загробного мира. Теперь-то им и предстоит сделать выбор: снова пойти на штурм очередной «высоты» или отказаться, хотя бы в райских кушах остаться свободными, пусть не вполне людьми, но душами.

Селин не оставляет у публики чувства определенности и завершенности, как не оставляет его и сам спектакль молодого режиссера. Да, конечно, если бы рука опытного мастера отчасти скорректировала постановку, она могла бы стать куда более цельной и внятной. Но сама идея подобной вещи вызывает только уважение. Если и нужно сегодня определять наше отношение к минувшим событиям, то, вероятно, именно таким способом.