ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ

Версия для слабовидящих


«Провинциальные анекдоты» А. Вампилова

Автор: Александр Смольяков
Источник: «Театральная афиша», №№Июнь - Июль
20.04.2014


В основу спектакля легли две известные одноактные пьесы Александра Вампилова, написанные в начале 1970-х. Сюжетно между собой они не связаны, но их объединяет очень своеобразный вампиловский юмор – всегда с привкусом грусти, тяготеющий не к веселой комедии, а скорее к притче, а также общее место действия – гостиничный номер в провинциальном российском городе. В обоих сюжетах в самую обыденную советскую действительность вторгается нечто непривычное, непонятное, а оттого эту действительность ставящее под сомнение. В «Истории с метранпажем» загадочное наименование профессии сотрудника типографии становится причиной сердечного приступа, а в «Двадцати минутах с ангелом» необъяснимый с точки зрения совковой логики подарок агронома Хомутова двум загулявшим командированным (100 рублей, целая зарплата по тем временам!) раскрывает цинизм и духовное убожество самых обыкновенных и на первый взгляд вполне благополучных людей.

Художник-постановщик Маргарита Демьянова выстраивает на сцене вполне кинематографическую декорацию – самый настоящий гостиничный номер, уютный и для советского времени даже чересчур комфортный. В панорамное окно видна городская улица, по которой проезжают машины, а в небе пролетают голуби (чудеса компьютерной анимации). Но весь этот «гиперреализм» придуман для того, чтобы рельефнее выявить нравственный кризис, в котором пребывают не только эти конкретные люди, но и все общество, ведь герои «Двадцати минут с ангелом» – скрипач, молодой инженер, его жена-студентка, пожилая уборщица, шофер – это своеобразный срез всех слоев общества. И ни один (ни один!) не поверил в бескорыстие Хомутова (сдержанная, эмоционально точная работа Олега Бурыгина). Точно так же, как в «Истории с метранпажем» администратор гостиницы (Дмитрий Шиляев) не поверил в фанатизм футбольного болельщика (Сергей Лаврентьев), пришедшего в номер юной соседки послушать спортивный репортаж по радио, и обвинил его в стремлении попрать социалистическую мораль. Кризис доверия друг к другу, цинизм и пошлость, снайперски подмеченные Вампиловым почти полвека назад, сегодня, увы, не менее актуальны, поэтому спектакль Долгачева так современен, точен и дерзок в своей вере, что люди все-таки меняются.



← Вся Театр