+7 (499) 182-03-47
Версия для слабовидящих

Ru

En

20.11.2008

Риск — дело молодое

Согласитесь, замахнуться сегодня на театральную постановку «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца — занятие, безусловно, рискованное. И, конечно, не только потому, что сама пьеса сложна, многослойна и объемна, но из-за конкуренции с почти что культовым фильмом Марка Захарова. Причем как бы её, эту конкуренцию, ни отрицать, она неизбежна. Ведь для сегодняшнего зрителя картина эта — единственный источник информации о пьесе. И тут же перед глазами промелькнут образы Андрея Миронова и Евгения Леонова, Александра Абдулова и Олега Янковского, Юрия Соломина и Екатерины Васильевой, и прочая, и прочая... А уж все эти фразочки вроде «Шлеи под мантией» или «Предупреждать надо!», давно обрели крылья и вошли в наш ежедневный обиход.
 
Впрочем, «Обыкновенное чудо» в качестве театрального события некогда свершалось — в ленинградском Театре Комедии в постановке Николая Акимова. Но то была иная жизнь — другой век, другой театр, да и зрители другие. Потом, наверное, все же случались единичные постановки в провинциальных театрах, но местного значения. И вот теперь — смелый опыт Наркас Искандаровой в Новом драматическом театре. Риск же, как известно, в основном — удел молодых.
 
Наркас Искандарова и есть молодой режиссер, правда, с весьма своеобразным образом жизни и творчества. Она не вписывается в отечественный постановочно-молодежный мейнстрим, и слава богу. Хотя по уровню замыслов, да зачастую и воплощений, многим из лидеров новой режиссуры отнюдь не уступает. Но в отличие от них предпочитает не существование в ранге свободного художника, а постоянную работу в одном театре — Новом драматическом. Она — режиссер-практик, ежедневно осваивающий и совершенствующий это ремесло в совместной работе с художественным руководителем театра Вячеславом Долгачевым. Она работает и со студентами актерского факультета Славянского университета имени Дашковой, и отдельные дипломные спектакли потом переходят в репертуар театра. Но она — и самостоятельный постановщик. В том же Новом драматическом Искандарова поставила уже четыре спектакля, работала и в родном Башкортостане. Причем все спектакли — очень разные по звучанию. «Обыкновенное чудо» — конечно же, самая серьезная постановка молодого режиссера.
 
Современный театр, как известно, является частицей современной же жизни. Последняя от сцены требует всяческой адаптированности, сокращенности, облегченности и легкомысленного настроя. Кстати, многие молодые режиссеры следуют этим веяниям времени, порой создавая спектакли-клипы, спектакли-комиксы. Наркас Искандарова сознательно решила не производить никаких адаптационных манипуляций с пьесой Шварца. Ну разве что слегка сократила её, чтобы действие не затягивалось до бесконечности. Все же многообразие шварцевских тем, мотивов и интонаций осталось в неприкосновенности. Быть может, отчасти сама Искандарова стала заложницей подобной ситуации, когда в спектакле парадоксальным образом оказался «переизбыток» пьесы со всеми её мотивами. Но, во-первых, избыток все же лучше, чем недостача, а, во-вторых, перспективная работа над спектаклем позволит внести свои коррективы в некоторые «плывущие» пока эпизоды.
 
Но в целом «Обыкновенное чудо» в Новом драматическом театре — весьма заметное и качественное явление. И во многом, конечно, благодаря и художнику-постановщику Владимиру Ковальчуку, который по всему сценическому пространству разбросал белые холсты, на мольбертах и без, хаотично и в строгом порядке. На них рисуют, на них проецируются какие-то «атмосферные», летящие изображения. Да и сам Хозяин (Олег Бурыгин) не только волшебник, но и художник тоже. И даже, кажется, гример и костюмер, сочинивший для всех персонажей, словно бы созданных его воображением, занятные одеяния и острый грим (хотя, конечно же, есть и настоящий художник по костюмам — Наталья Закурдаева). История Шварца, как всем известно, сказочная. Сказка же не имеет конкретных примет времени и места, но, наоборот, случается везде и всегда. Весь этот королевский народец явно напоминает бродячих комедиантов, да и по сюжету им приходится странствовать. Причем присутствует во всем этом что-то неуловимо чаплиновско-феллиниевское. Но если в упомянутом фильме Захарова что ни герой — то яркое соло, то в спектакле Искандаровой — это комедиантская команда, где все равны и нет главных. И даже сам Король (Анатолий Сутягин), несмотря на приписанное ему автором «самодурство», здесь весьма негромок, застенчив и нерешителен. Все они редко повышают голос, сторонясь всяческого пафоса. Ну разве что Министр-администратор (Роман Бреев) порой пытается выделиться своей мнимой неординарностью, но и тот быстро встает в общий строй.
 
И эта стройность актерских рядов — вовсе не упрек спектаклю. Просто все персонажи — единое сказочное целое. Где все равно рано или поздно блеснет какая-то грань. Вот Палач (Олег Лабозин) пройдется на руках и сделает сальто. Вот Охотник (Дмитрий Шиляев) горделиво прошествует, увешанный дипломами в рамках. И так с каждым. Но эти марионетки в руках художника-творца, Хозяина-Бурыгина, так и не вырвутся на свободу, предпочтя уютный обывательский мирок. А это уже — грустная ирония самого Шварца, тонко уловленная молодым режиссером.
 
И только паре молодых героев, Принцессе (Надежда Пылаева) и Медведю (Евгений Рубин) доверено у сказочника совершать поступки, что и приведет в конце концов к «обыкновенному чуду». В спектакле Искандаровой они юны, темпераментны и искренни, но так же лишены даже намека на пафос. Здесь вообще очень интересно следить за тем, как всяческие чудеса произрастают из самых обыкновенных вещей, обыденных и привычных. Из самой жизни, одним словом. То, что в самом Новом драматическом произрастает столь любопытный молодой режиссер, конечно же, заслуга и худрука театра Вячеслава Долгачева, предпочитающего не разовые приглашения залетных гостей, но выращивание собственных «кадров». А это в нынешней театральной ситуации — тоже «обыкновенное чудо».