+7 (499) 182-03-47
Версия для слабовидящих

Ru

En

14.02.2010

С Зингером в одну реку дважды

«Тойбеле и ее демон» — пьесу лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса Зингера и Ив Фридман — Вячеслав Долгачев ставил более десяти лет назад во МХАТе им. Чехова с Еленой Майоровой в главной роли. Но жизнь спектакля оказалось короткой — актриса погибла, сгорев при загадочных обстоятельствах, а истинная причина ее смерти так и осталась туманной. Пошли разговоры, что все это неспроста, нельзя браться за такой материал, он мстит. Есть несколько произведений мировой литературы, переполненных такого рода потенциальными карами, считается, что они непременно ответят за прикосновение к ним. Ярчайший пример — «Мастер и Маргарита». Актеры могут привести множество историй в подтверждение основательности такого рода предубеждений. Находятся мистические объяснения произошедшего. Вячеслав Невинный, сыгравший в «Тойбеле и ее демоне» одну из лучших своих ролей, получил серьезную травму, как говорят, ставшую одной из причин болезни ног. Но актеры — существа отчаянные: суеверия суевериями, но возможность сыграть хорошую роль чаще всего перевешивает все опасения.
 
Возможно оттого, что спектакль просуществовал недолго, осталось чувство недосказанности, вот и захотелось годы спустя повторить тот спектакль на новой территории. Вячеслав Долгачев сделал это на сцене Нового драматического театра, которым руководит. Как-то в разговоре он привел в пример Стрелера, который не раз ставил одну и ту же пьесу, меняя очень немногое в новой ее сценической версии. Был бы материал и актеры, способные наполнить особенным звучанием старые мехи. В сегодняшней постановке «Тойбеле и ее демон» практически буквально воспроизведена сценография Маргариты Демьяновой, которую она когда-то придумала для МХАТа. Это комната Тойбеле, едва ли не наполовину занятая кроватью, и некий верхний ярус, почти сказочный, где разворачиваются иные события, происходящие в местечке под названием Фрамполь. Там, на возвышении, живет своей жизнью почти игрушечный городок, где, как в гоголевском хуторке близ Диканьки, возможны любые чудеса. Музыку к мхатовскому спектаклю написал питерский композитор Вадим Биберган, известный зрителям прежде всего по совместной работе с Глебом Панфиловым в фильмах «В огне брода нет» и «Начало». Она также перешла в новый спектакль и еще более усугубляет ощущение потусторонности происходящего в польском захолустье, и в то же время всю реальность жизни, которая происходит на сцене. Люди, приходящие в театр, настроены на сказочную волну, подобно детям. Действие происходит в конце девятнадцатого века, персонажи иной раз, словно вышли из недр фольклора, того и гляди появится какой-нибудь оборотень, другая нечистая сила. Но опять-таки, ощущение «здесь и сейчас» никуда не девается.
 
По замыслу постановщика, это история о чувствах, которые иной раз воспринимают, как любовь, а это всего лишь иллюзия. Вот и случаются потом разочарования, разрушаются судьбы. Красавица Тойбеле не дает покоя мужчинам Фрамполя — так она хороша, к тому же свободна и одинока. Заслужить ее расположение мечтает и молодой, не самый заметный кавалер Алхонон. Он проявляет смелость, чтобы добиться своего. Глядя на этого неказистого молодого человека, и не подумаешь, что он способен на такую дерзость. Но любовь творит чудеса. К тому же и сама Тойбеле ждет не дождется того, кто пленит ее сердце, пусть даже боится в том себе сознаться. При этом она боязлива и набожна, как и ее подруга Генендель, роль которой исполняет Ольга Беляева. Собственно, таковы все девушки и женщины Фрамполя, воспитанные и благочестивые. Пуще всего они бояться демонов, которые только и ждут, как кто-то даст слабину. Тойбеле в этом смысле подобна возделанной земле, только брось в нее семена. Демон-искуситель и является прямо к ней дом. Тойбеле сыграла Виолетта Давыдовская, она много занята в репертуаре театра, снимается в кино. Не так давно сыграла роль еще одной жертвы любви в современной телеэкранизации «Американской трагедии» Теодора Драйзера «Жизнь, которой не было». Конечно, у нее совсем иная органика, ничего общего не имеющая с тем, что делала Елена Майорова. Скорее Виолетта Давыдовская, безусловно, свободная в трактовке образа, напоминает по своему психотипу и красоте Ирину Алферову. Тойбеле присуща простота и непосредственность, поначалу она пытается сопротивляться охватившей ее страсти, но охота пуще неволи. Запретный плод сладок, потом с постылым мужем ей придется тяжко, хотя только он и никто другой подарил ей всю силу страсти.
 
Роль искусителя, а вернее Алхонона в его демоническом воплощении исполнил очень талантливый актер Михаил Калиничев. Про таких, как он, говорят, что у него стертая внешность — великое благо для актера, позволяющее с чистого листа играть любую роль, будь то Князь Мышкин в «Идиоте» либо ничем не примечательный еврейский юноша в «Тойбеле...». Правда в последнем случае он еще и Любовник — раскованный и страстный. Михаила Калиничева сразу и не узнаешь, сидя в зрительном зале, так меняет его костюм и пластика роли. Но все же не дуэтом единым держится этот спектакль. Его атмосферу создают прежде всего герои, населяющие пьесу и сцену, безусловно экзотичные, странные, иногда нелепые и смешные. Все они родом из сказки, но при этом похожи на тех, кого можно встретить на улице, особенно в крохотных городках, как Фрамполь. Шанс испытать высокие чувства дается единицам и скорее всего лишь раз в жизни.