ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ

Версия для слабовидящих


«СЕЙЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ» А. Миллер

Автор: Ирина Алпатова
Источник: Журнал «Театральная афиша», декабрь 2013 г., рубрика «Зеркало сцены»
24.01.2014


Одноименная пьеса известного американского драматурга Артура Миллера — сценический раритет. Театры отпугивает то ли давность рассказанной в ней истории, то ли огромное количество персонажей и интеллектуальная подробность изложения. На самом-то деле оказывается, что сюжет из ХVII века с его охотой на ведьм в местечке Сейлем пророс своими корнями и в современную действительность. И даже без особых усилий многие мотивы этой драмы проецируются в нашу жизнь. А уж темы выбора своей линии поведения, доносительства и чести, стойкости и открытого вызова обществу, как и антиклерикальные мотивы, — все это истории вечные.

Режиссер Вячеслав Долгачев и сценограф Маргарита Демьянова не поддались искушению насильственного осовременивания сюжета. Но при этом в «Сейлемских ведьмах» нет и намеренного обытовления. Аутентичные костюмы Дарьи Килочек прекрасно вписываются в сцену, оформленную почти символически. Здесь на небольшой экран проецируются старинные гравюры с изображением дьявола и повешенных ведьм, а появление каждого персонажа сопровождается его укрупненным портретом, высвечивающимся поверх гравюры. На сцене — лишь дверь, лишенная подпорок в виде стен и потолка, и ряд разномастных стульев, на которых почти все время сидят все персонажи, без исключения, как в зале суда, ведь сам спектакль — это и есть своеобразный судебный процесс, в котором кресла зрительских рядов явно включены в общую историю.

Актеры Нового драматического отважно бросаются в освоение сложнейшего материала Миллера. Здесь есть место и ярким психологическим портретам, и явному отстранению, дабы каждый мог сделать собственные выводы из происходящего. Молодой темперамент Джона Проктора (Александр Зачиняев) прекрасно гармонирует со спокойной рассудительностью его жены Элизабет (Виолета Давыдовская). Злодейка Абигайль (Анастасия Цибизова) встречает противодействие со стороны наивной и честной служанки Мэри (Маргарита Волкова). Яркие краски бросают на этот многоцветный холст спектакля «старики» — Ребекка (Татьяна Кольцова-Гилинова), Джайлс (Анатолий Сутягин) и Фрэнсис (Александр Курский). А уж то, как здесь представлены государственное правосудие и церковные власти в лице Дэнфорда (Дмитрий Шиляев), Хейла (Олег Бурыгин) и священника Пэрриса (Сергей Моисеев), не может не вызвать саркастической улыбки.

Здесь никто не впадает в патетическую серьезность и ничего не декламирует: история живет и дышит, позволяя и зрителям принимать в ней самое непосредственное участие. А для этого совершенно не обязательно выходить на сцену.

Режиссер В. Долгачев. Художник М. Демьянова. Художник по костюмам Д. Килочек.



← Вся Театр