+7 (499) 182-03-47
Версия для слабовидящих

Ru

En

27.12.2006

Шиворот-навыворот

В Новом драматическом театре сыграли премьеру вовсе не известной российской публике комедии Вольтера под названием «Чудаки, или Жених с Зеленого мыса» — галантной и чуть-чуть хулиганской, в духе того веселого балагурства, которое так любили энциклопедисты. «Жак-фаталист» Дидро будет, конечно, позабористее, «Чудаки» Вольтера на первый взгляд представляются сочинением совсем уж простодушным. Тут и стоит вспомнить, как совсем простодушный Фигаро подталкивал парижских обывателей на баррикады.
 
Итак, в некоем благословенном месте среди регулярных, геометрически правильных квадратов кустарника и таких же угловатых дерев (художник — Маргарита Демьянова) живет председатель суда Бодэн (Дмитрий Шиляев) со своей женой председательницей (Ольга Беляева) и двумя дочерьми. Старшую уже успели выдать замуж за самовлюбленного и легкомысленного графа (Роман Бреев), который готов волочиться за любой юбкой только потому, что эта юбка не принадлежит его жене, к слову, писаной красавице (Виолетта Давыдовская). Что касается младшей (Надежда Пылаева), то суровый отец желает исполнить данное когда-то слово выдать ее за господина с Зеленого мыса, пирата и к тому же весьма уже зрелого месье...
 
Зная игривый нрав сочинителя, не стоит особого труда предсказать последующие события. Не дожидаясь корсара, в историю «вплетается» некий Кавалер (Михаил Калиничев), который решительно и безоглядно влюбляется в юную дочь председателя. Из дальних странствий воротясь, в саду, у фонтана, появляется старый корсар (Анатолий Сутягин). Болея за сестру, младшая дочь устраивает Графу свидание с прекрасной незнакомкой, под маской которой скрывается, конечно же, его жена. Наконец с трубкой в зубах прибывает жена корсара (Ирина Мануйлова). Жених с Зеленого мыса перестает быть женихом. А Граф оказывается вовсе не графом... Выясняется, что и он, и Кавалер — родные братья и сыновья корсара и его жены. И ничто не мешает Кавалеру просить руки младшей дочери председателя.
 
Фонтан на сцене — настоящий, так что, несмотря на сезон, части персонажей режиссер Вячеслав Долгачев прописывает водные процедуры. Не жалея сил, корсар раз за разом отправляет в воду бедного Кавалера, который ничуть не теряет бодрого расположения духа. Предполагая в публике разные вкусы, режиссер в первом действии раздевает донага молодого Кавалера, а во втором — позволяет полюбоваться красотой обнаженной графини.
 
Впрочем, так ли уж легкомысленна эта комедия, 60 лет назад чуть было не поставленная в Москве, в том театре, где теперь располагается любимовская Таганка? Чуть было — поскольку перевод Волобринского, как и сам Вольтер, пали неожиданными жертвами борьбы с мелкотемьем.
 
Глубокомысленности в «Чудаках» и вправду немного, хотя эта пьеса, как ни странно, очень живо соотносится с нашей нынешней жизнью. Да и трудно вообразить, чтобы Вольтер, как опытный кукловод дергавший за ниточки европейскую политику, писал «Чудаков», не имея в виду ничего конкретного. Меняются интерьеры — суть остается неизменной. Граф — не граф, а честный чиновник — честен и неподкупен до тех пор, пока его не вывели на чистую воду. Нет ни одного, кто бы являлся тем, за кого он себя выдает, кто хотя бы на миг не спрятал лицо под маской и не искал при этом выгод.
 
Манера Вольтера предполагает одновременно и невероятную, почти что кукольную скорость, с какой новые события отменяют только-только случившиеся, то есть напор и легкость, что на первых представлениях особенно удавалось актерам старшего призыва — Ирине Мануйловой и Анатолию Сутягину, которым маски-характеры не мешали реагировать на все перипетии легко и свободно, без видимых усилий. Впрочем, с ними заодно следует назвать и Кавалера — Михаила Калиничева, которого, несмотря на молодость, дебютантом уже не назвать. Опыт последних лет скорее закрепляет за ним звание молодого премьера Нового театра.