ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ
Заказ билетов по телефону:
8(499) 182-03-47

Версия для слабовидящих


Современнее Вольтера ничего нет

Автор: Вячеслав Долгачев
Источник: Ярославский вестник. Рубрика «Без антракта»
01.11.2006


С этого номера мы начина­ем новую рубрику. Её будет ве­сти художественный руково­дитель Нового драматическо­го театра Вячеслав Долгачев. Человеку, который столько лет занимается театром, всегда есть что рассказать о жизни.
 
Любой реально действую­щий театр хочет быть хоро­шим зеркалом жизни. Я в этом абсолютно уверен. Всматри­ваясь в него, зрители должны видеть если не разрешение своих проблем, то по крайней мере сами проблемы.
 
Таких театров в моей жизни было очень много. К примеру, Театр на Таганке Любимова. Он мне не совсем был близок по эстетике. Но по ясному ощуще­нию реальности, в которой мы жили тогда, он был непревзой­ден. А вот спектакли Анатолия Эфроса в то же самое время мне помогали с моими внут­ренними проблемами.
 
Самый прямой способ от­ражать реальность — ставить современные пьесы. Но пока не получается найти такой текст, который бы меня очень сильно увлек ясностью ощу­щения сегодняшней жизни. Для меня же совершенным от­крытием стала пьеса Вольтера «Чудаки, или Жених с Зелено­го Мыса», которая никогда не ставилась в России. Мы сейчас её репетируем. На середину декабря назначена премьера. Предложил мне эту пьесу наш замечательный заведующий литературной частью (один из старейших в Москве) Евге­ний Васильевич Вихрев. Он удивительно умеет чувство­вать время.
 
Пьеса невероятно много­слойна. Когда её начинаешь читать, то кажется; что это ти­пично французская комедия с легким фривольным сюжетом, с очень ловко закрученной интригой, симпатичными персонажами. Но сюжет Воль­тера — это некая калька, за ко­торой находится глубокое размышление писателя-фило­софа о нормах человеческих. О том, как человеческую при­роду можно обузить, поста­вить в рамки, чтобы люди су­ществовали не так, как им при­рода подсказывает и как хочет их нрав, а так, как общеприня­то. В конце концов в пьесе по­беждает свобода личности. Вольтер убежден, что человек должен быть отважен по отно­шению к тем обстоятельствам, которые вокруг него.
 
Мы ведь тоже до недавнего времени пребывали в ощуще­нии, что освободились от пут предыдущего строя и живем, как хотим. На самом же деле нас сегодня пытаются втис­нуть в другие рамки. Нам навязывают вкусы, взгляды, рели­гию. И кто не в состоянии быть внутренне свободным, тот прилипает к гламурной жизни, глянцевым журналам, сериалам массмедиа. Вся эта жвачка — заменитель жизни. А саму жизнь мы пропускаем. Вольтер и называет таких людей чудаками.



← Вся Театр