ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ

«Сейлемские ведьмы» в Новом драматическом театре

Автор: Марина Шимадина
Источник: «Ваш досуг» № 19, 2014 г.
23.05.2014


Понятие «охоты на ведьм» сегодня снова на слуху, оно неизбежно возникает там, где говорят о «национал-предателях» и «пятой колонне». А вошло в обиход оно с легкой руки американского драматурга Артура Миллера, который в 50-е годы стал одной из жертв антикоммунистической кампании маккартистов. Вместе Леонардом Бернстайном, Ирвингом Шоу и рядом других деятелей культуры он попал в «черный список Голливуда», который запрещал недостаточно патриотично настроенным гражданам работать на фабрике грез. Беспочвенные обвинения в «антиамериканской пропаганде» вызвали у драматурга ассоциации с дикими средневековыми процессами над ведьмами. И самый громкий из них, Сейлемский, где по обвинению в колдовстве было осуждено около 200 человек и 20 повешено, он подробно описал в своей пьесе.

Странно, что она еще не появилась ни в одном из центральных театров, которые специализируются на социальной критике. Худрук Нового драматического театра Вячеслав Долгачев оказался прозорливее и первым почувствовал витающую в воздухе агрессию и нетерпимость. При этом в его спектакле нет прямых аллюзий с сегодняшним днем, он, наоборот, старательно стилизован под старину. Герои одеты по пуританской моде XVII века, на заднике красуются гравюры с изображениями дьявола, а выход каждого персонажа сопровождается демонстрацией его фотопортрета в духе малых голландцев.

У Миллера прекрасно описана механика «охоты на ведьм», когда доносы множатся, как снежный ком: кто-то сводит счеты с врагами, кто-то мстит бывшему любовнику и изводит соперниц, кто-то обвиняет соседа, чтобы оттяпать у него кусочек земли. И каждый в конце концов оказывается перед выбором — удобная, спасительная ложь или губительная правда.
Вячеслав Долгачев и его артисты воздерживаются от однозначных оценок — этот герой, а этот предатель, они ставят настоящий леденящий душу хорор, где жертвой репрессивного маховика может оказаться каждый. И одновременно — сатиру на судопроизводство, которое заботится только о своем авторитете и превращается в безумный кафкианский процесс.

В общем, зрелище это крайне поучительное, ради него стоит добраться и до улицы Проходчиков, где расположен Новый Драматический. Тем более, что в этом далеком от центра и его модных тенденций уголке еще сохранился тот самый традиционный психологический театр, который почти сошел с центральных академических сцен.



← Вся Театр