ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ
Заказ билетов по телефону:
8(499) 182-03-47

Версия для слабовидящих


ВЕРНОСТЬ И ДРУЖБА — ГЛАВНЫЕ БОГАТСТВА ЧЕЛОВЕКА

Автор: Валерий Модестов
Источник: «Планета Красота», №№ 3-4
15.04.2014


В Новом драматическом театре поставлен спектакль для детей по рассказу А.И. Куприна «Белый пудель». Придумал его худрук театра Вячеслав Долгачёв, который в отличие от многих режиссеров «взрослых театров» считает, что зрительскую аудиторию необходимо формировать с малых лет. И не на разрушении детской психики, в чем преуспевает ныне ТВ в своих анимационных программах, а на высоких нравственных идеалах.

«Белый пудель» — спектакль необычный. Поставить полюбившуюся историю на сцене упросили режиссера его собственные внуки, которым он читал рассказ Куприна перед сном.

Получился своеобразный художественный урок нравственности, но без дидактики и поучений, урок, построенный на личных примерах персонажей знаменитого рассказа. Им юные зрители доверяют, на них равняются, им подражают. Авторитет литературно-сценических героев порой намного выше авторитета родителей, учителей или воспитателей.

Театр — это волшебное зеркало, в котором отражается жизнь нашего общества во всем ее многообразии. Для детского театра его незамутненность особенно важна. Вглядываясь в зеркало сцены, ребята ищут ответы на свои вопросы, ищут решения проблем взаимоотношений с родителями, со взрослыми и сверстниками, одобрения своим поступкам. Они только учатся вести диалог в споре с окружающей их действительностью, поэтому им нужны собеседник-единомышленник, ориентиры добра и зла. Психика детей не приспособлена к мысли о дисгармонии окружающего мира.

Однако, не имея житейского опыта и должного иммунитета, ребята по воле взрослых оказываются порой в королевстве кривых зеркал. Выбраться из этого мира искаженных нравственных ценностей бывает порой не просто.

«Белый пудель», как и другие детские спектакли Нового драматического театра, поставлен с установкой на добро.

Сюжет рассказа Куприн взял прямо из жизни. На его дачу в Крыму часто заходили бродячие артисты, некоторых Александр Иванович приглашал отобедать. Среди многочисленных гостей были старик с шарманкой, мальчик-акробат по имени Серёжа и белый пудель. Серёжа и поведал писателю историю о том, как богатая барыня настойчиво просила продать ей собаку. Пудель очень понравился ее избалованному сынку, который тремя магическими словами («мне», «дай», «хочу») добивался всего, чего хотел. Но старик с мальчиком сделать это отказались («Дружба и верность не продаются!»), чем навлекли на себя гнев взбалмошной барыньки.

Эта история очень заинтересовала Куприна. Писатель увидел в простом сюжете две очень важные темы: бескорыстной дружбы и заботы о братьях наших меньших.

В 1903 году рассказ «Белый пудель» был опубликован.

Его инсценировку для Нового драматического театра сделал Евгений Вихрев — литератор с тонким пониманием авторского текста и бережным отношением к русскому слову.

Режиссер вслед за Куприным выстраивает композицию повествования, цель которого на примере истории с пуделем Арто показать юным зрителям, что верность и дружба — главные богатства в жизни человека. Каждая сцена — это логически законченный эпизод. Связывает их между собой «закадровое чтение» фрагментов подлинного текста Куприна, ставшее по-настоящему действенным образом спектакля.
Проникновенный бархатный голос чтеца (В. Долгачёв) буквально завораживает аудиторию. Дети, затаив дыхание, слушают текст писателя, его образную выразительную речь, магия звучания которой сродни песне весеннего родника. В наше время, когда чтение книг стало всеобщей проблемой, а любовь к слову — несбыточной мечтой учителей и родителей, это выглядит настоящим чудом.

Персонажи в «Белом пуделе» вылеплены режиссером зримо, а с учетом детского восприятия — даже слегка нарочито, что позволяет подчеркнуть контраст между детьми: добрым трудягой Серёжей, мечтающем стать цирковым артистом, и капризным барчонком Колей (Д. Фомина).

Блестящий актерский ансамбль — еще одна особенность спектакля «Белый пудель». Солируют в нем Евгений Рубин (Серёжа) и Алексей Спирин (Пудель Арто) — актеры на редкость пластичные и драматически одаренные, а также многоопытный Дмитрий Шиляев (старик Шарманщик).

Тишина во время спектакля, одобрительные аплодисменты в конце каждой сцены высшая, на мой взгляд, оценка самого взыскательного и самого благодарного зрителя — детей.

У спектакля «Белый пудель» счастливый конец, хотя в реальной жизни чаще всё бывает иначе. Но Долгачёв тонко чувствует детскую душу, поэтому вселяет в юного читателя оптимизм и надежду. Ребенок должен верить, что справедливость восторжествует. Так режиссер не на словах, а на деле формирует нравственное начало в детях.

После столь заслуженного успеха мне показалось уместным спросить худрука Нового драматического театра о ближайших премьерах.

В.Д.: Мы работаем сейчас над двумя спектаклями. Это «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова и «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета.

ВМ: Интересное соседство.

В.Д.: Времена Вампилова пришлись на закат «оттепели» и начало закручивания гаек брежневской командой. Уходила вера в возможное светлое будущее. От безверия и бесперспективности началось моральное разложение, так точно схваченное молодым драматургом, и от комедии «Провинциальные анекдоты» доведенное до драмы в «Утиной охоте». Прошли десятилетия. И мы вновь не выбираем времена, а живем в них и умираем. И опять на наших глазах уходит вера и показавшееся возможным светлое будущее. Пьеса «В ожидании Годо» признана «самым влиятельным англоязычным драматургическим произведением ХХ века». Одного этого достаточно, чтобы ею заинтересоваться.

ВМ: О чем, Вячеслав Васильевич, мечтаете?

В.Д.: Об остановке метро вблизи театра (грустно улыбается).



← Вся Театр