ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ
Заказ билетов по телефону:
(499) 182-03-47

Версия для слабовидящих


Шутник, Разбойник и Демон: Возможная встреча

Автор: Юрий Фридштейн
Источник: Журнал «Планета Красота», № 9 — 10, 2010 г.
06.11.2010


Не хотите ли поздравить с днем рождения Славу Долгачева? 
 
— Еще бы! Более того, был бы крайне огорчен, если бы такая возможность мне не представилась.
 
Отчего так?
 
Ну, во-первых, Слава — славный. И хотя не очень-то часто доводится с ним общаться, — всякий раз это общение радостно, легко и неожиданно. В этом последнем свойстве, быть может, отчасти — его секрет. Долгачев — неожиданный. Кто то, возможно, скажет: всеядный, а на мой-то взгляд: любознательный. Жутко любознательный. Отсюда, и только отсюда, это сочетание: Володин — и Мисима, Островский — и Башевис Зингер, Уильямс — и Шиллер. В неподдельности его интереса — к драматургам, артистам, новым местам и новым сюжетам — залог и источник его успехов. Словно мальчишка, всякий раз что-то заново, с нуля, для себя открывающий. В этой его энергичной, молодой молниеносности реакций — залог и того, сколь легко и естественно находит он общий язык с многочисленными юными дарованиями, которых в его театре — пруд пруди. Впечатление, что у него с ними — необъявленное соревнование: кто за кем раньше и быстрее поспеет. Загадочные, обольстительные барышни, умные, парадоксальные юноши — Долгачев их собирает, коллекционирует, как знаменитая героиня Раневской: «пушинка к пушинке». Сознательно никого не называю: в Новом драматическом театре нет любимчиков — есть индивидуальности.
 
Еще мне в нем нравится: он не ревнует к чужим успехам — вполне хватает собственных. Отдаленность его театра, при всех очевидных минусах, имеет один, столь же очевидный, плюс: отсутствие суетности. Сосредоточенность. Хотя не надо пугаться, что все так уж «правильно». Там ничуть не меньше — иронии, лукавства и юмора, также исходящих от художественного руководителя. Вообще то, Вячеслав Долгачев человек в высшей степени серьезный — оттого именно и не любит пафоса, деклараций и пышных восклицаний. Предпочитает всему этому — Дело. И этим тоже мне очень мил и симпатичен.
 
В его кабинете, в рамке под стеклом, висит кусок ткани с вышитой чайкой: Долгачев говорит, что вырезал его из того, настоящего, мхатовского занавеса, который был снят в связи с ремонтом. Сейчас там другой занавес. Новый. А этот был — старым. Издавным. Мне всегда кажется — а на некоторых спектаклях Долгачева я в этом абсолютно убежден — что, помимо этого, зримого символа, он почерпнул в том, стародавнем, театре и что-то иное тоже. Не-зримое, однако, быть может, самое главное.
 
Я желаю Вам, Слава, чтобы все то, о чем мы, не будучи склонными к пафосу, избегаем говорить, всегда осеняло и оберегало Ваш творческий путь!
 
Ваш Ю. Фридштейн 
 
P. S. Уточняю. Все вышесказанное — только при непосредственном и каждодневном участии Риты (Маргарита Демьянова, главный художник Нового драматического театра).
 
P. P. S. Для особо непонятливых и непосвященных. В заглавии сих заметочек обыграны названия и имена героев разных долгачевских спектаклей. А то вдруг кто подумает что-нибудь «не то»…
 
Артисты о Вячеславе Долгачеве
Беседовал Алексей Райков
 
Народная Артистка России, Актриса Московского Художественного театра имени Антона Чехова Нина Гуляева.
 
— Я знаю, что Вячеслав Долгачев замечательно делает актерам роли…
 
— Очень! Я играла у него в «Чеховских страницах» с наслаждением! Он настоящий МХАТовский режиссер. Я мечтаю, чтобы он пришел в театр и что-нибудь со мной поставил. Все хотят сегодня «осовременить» автора, не «воткнуться» в эпоху, не погрузиться в мир, который был раньше (если мы говорим о классике) — и проигрывают. А Вячеслав Долгачев слышит автора, чувствует эпоху, и, по-моему, является очень интересным сегодняшним режиссером. Желаю ему здоровья, терпения и радостных открытий в новом сезоне!
 
Народная артистка России, актриса Московского Драматического театра имени Н. Гоголя Светлана Брагарник.
 
— В конце прошлого века на малой сцене театра, в котором Вы служите, шел спектакль Вячеслава Долгачева «Плюшевая обезьяна в детской кроватке», попасть на который было очень трудно, билетов в кассе не было, зал всегда был заполнен. Пожалуй, это лучший спектакль, который шел тогда в театре…
 
— Да. Потому что пьеса замечательная, автор — Яблонская, и с режиссером мы работали в каком-то удивительном контакте. Нам казалось, что мы взрываем все устои консервативного театра, декорация нашего спектакля была гиперреалистичная, действие происходило в московской однокомнатной квартире, метраж её был 15 метров, как и у большинства людей, живших в таких же квартирах столицы. Если дождь шел за окном — так он и за нашим окном в декорации шел точно так же, как и на улице. Особенность режиссуры Долгачева, конечно же имеющей отношение к художественному театру, — глубочайшее вскрывание психологической ткани роли, абсолютно глубочайший анализ человека — героя пьесы. У нас даже работал психолог на спектакле. Все это давало нам какую-то особую, заговорщическую атмосферу. Мы работали увлеченно и очень верили режиссеру. В связи с юбилеем хотелось бы пожелать Вячеславу Васильевичу быть здоровым, избегать неловкостей жизни, чтобы он продолжал любить артистов, чтобы артисты любили его, чтобы он был творчески успешен.
 
Народная Артистка России, актриса Московского Художественного Театра имени. А. П. Чехова Наталья Егорова.
 
— Наталья Сергеевна, театр, в котором Вы начинали творческую деятельность, отмечает юбилей, и теперь там главным — небезизвестный Вам режиссер Вячеслав Долгачев. Что бы Вы сказали про Новый Драматический Театр, поздравили его с юбилеем, и конечно поздравив с юбилеем Вячеслава Долгачева?
 
— Мои университеты, школа жизни, познания театра — это все Новый Театр. Поздравляю всех, кто сегодня служит в Новом Театре, а Вячеслав Долгачев — один из моих самых любимых режиссеров. Человек он творческий, в меру сумасшедший. Спектакли, за которые берётся Вячеслав, имеют успех, я вспоминаю свою работу с ним в двух МХАТовских спектаклях: «Тойбеле и её демон» и в спектакле по Толстому «И свет во тьме светит…», его режиссура — не дрессура! Во время репетиций он умеет создать удивительную атмосферу, в которой актер чувствует себя творцом. А еще, Вячеслав работает со своей командой актеров. Это так важно знать, что ты в команде, что ты нужен. Я хочу пожелать Вячеславу Васильевичу, чтобы в его новой команде его всегда понимали, и конечно новых успешных вершин в творчестве.
 
Заслуженный артист России, артист Московского Художественного театра имени А. П. Чехова Вячеслав Невинный-младший 
 
— Вячеслав, в этом году у Вячеслава Долгачева юбилей, а Вы — тот актер, который работал с ним и в спектаклях Художественного театра, и в других…
 
— Вячеслав Долгачев — из режиссеров, которые воплощаю принципы Станиславскогот и, может быть, школу Товстоногова. Его работа во МХАТе не была случайной, потому что он настоящий последователь «театра человеческого духа». Он занимается поиском человеческих проблем, раскрывает автора, помогает актеру — и молодому, и опытному — расширять диапазон, и это ему отлично удается. Талант его несомненен, таких режиссеров мало, актерам есть что брать у него. Его спектакли всегда отличаются яркостью и запоминаются надолго. Радостно осознавать, что в Новом Драматическом театре служит настоящий профессионал, выходец их Художественного театра. Кто работал с ним, меня поймет.



← Вся Театр