ЧЕХОВ. ПРОЕКТ.
Версия первая. «ЕСЛИ БЫ ЗНАТЬ...» (14+)
12 Февраля 2021, 19:00
Пятница
- Автор - Антон Павлович ЧЕХОВ
- Режиссер- постановщик - заслуженный деятель искусств России Вячеслав ДОЛГАЧЕВ
- Художник-постановщик - Маргарита ДЕМЬЯНОВА
- Композитор - Лариса КАЗАКОВА
Дата премьеры: 21 декабря 2018 года
Продолжительность спектакля: 3 часа 15 минут (с антрактом)
Московский Новый драматический театр, в новом 44 сезоне 2018-2019 приступил к осуществлению масштабного проекта, включающего в себя четыре основные пьесы А.Чехова - «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад»
Безусловно, каждая из этих пьес имеет свой, обособленный сюжет. Но если присмотреться ко всему происходящему в этих пьесах внимательно, вчитаться, то мы найдем больше общего, переходящего из одной пьесы в другую, из одного места действия в другое. Да и место действия всех четырех пьес одно - провинциальная Россия, далекая от столичных проблем. Чехов словно наблюдает жизнь людей то в одном доме, то в другом. И там, и там мы встречаем похожих друг на друга персонажей, слышим не просто одинаковые реплики и видим одни и те же обстоятельства. А во всем пространстве этих чеховских пьес у всех его героев бьется и вырывается наружу желание понять "зачем мы живем, зачем страдаем". Антон Павлович создал панораму русской жизни на ее излете перед историческим переломом, сменившим генофонд нации. Какие человеческие качества исчезли навсегда, какие заняли главенствующее место в поведении людей после смены исторических обстоятельств? Кажется, что неизменным остается лишь стремление человека к счастью, попытка понять, в чем же оно.
«Между тем, в сущности, какая разница между тем, что есть и что было!»
«А пройдет еще немного времени... И на нашу теперешнюю жизнь так же будут смотреть и со страхом, и с насмешкой...»
«Прошлого нет, оно глупо израсходовано на пустяки, а настоящее ужасно по своей нелепости...»
«Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал...»
«Придет время, все узнают, зачем все это, для чего эти страдания...»
«Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, которое только возможно на земле...»
«А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего...»
«Или знать, для чего живешь, или все пустяки, трын-трава...»
«ЧЕХОВ. ПРОЕКТ» состоит из 4 версий. В каждой версии четыре акта, по одному из «Чайки», «Дяди Вани», «Трех сестер» и «Вишневого сада». 47 персонажей пройдут через все спектакли проекта, исполненные 28 актерами.
-
Чайка
- Ирина Николаевна Аркадина — Ирина МАНУЙЛОВА
- Константин Гаврилович Треплев — Иван ЕФРЕМОВ
- Петр Николаевич Сорин — Анатолий СУТЯГИН
- Нина Михайловна Заречная — Анастасия БЕЗБОРОДОВА, Анастасия ЦИБИЗОВА
- Илья Афанасьевич Шамраев — Николай РАЗУМЕНКО
- Полина Андреевна — Татьяна КОНДУКТОРОВА
- Маша — Екатерина ДЕМАКОВА
- Борис Алексеевич Тригорин — Борис ШИЛЬМАНСКИЙ
- Евгений Сергеевич Дорн — Дмитрий ШИЛЯЕВ, Роман БРЕЕВ
- Семён Семёнович Медведенко — Евгений РУБИН
- Яков — Алексей КРАСОВСКИЙ, Евгений КЕНИГ
Дядя Ваня- Серебряков Александр Владимирович — Александр КУРСКИЙ
- Елена Андреевна — Екатерина ДЕМИДОВА
- Софья Александровна (Соня) — Анастасия БЕЗБОРОДОВА
- Войницкий Иван Петрович — Олег БУРЫГИН
- Астров Михаил Львович — Михаил КАЛИНИЧЕВ, Сергей МОИСЕЕВ
- Телегин Илья Ильич — Дмитрий СВЕТУС
- Марина — Татьяна КОЛЬЦОВА-ГИЛИНОВА
Три сестры- Прозоров Андрей Сергеевич — Борис ШИЛЬМАНСКИЙ
- Наталья Ивановна — Екатерина ДЕМАКОВА
- Ольга — Дарья БУТАКОВА
- Маша — Екатерина ДЕМИДОВА
- Ирина — Анастасия БЕЗБОРОДОВА, Анастасия ЦИБИЗОВА
- Кулыгин Фёдор Ильич — Дмитрий ШИЛЯЕВ, Роман БРЕЕВ
- Вершинин Александр Игнатьевич — Михаил КАЛИНИЧЕВ, Сергей МОИСЕЕВ
- Тузенбах Николай Львович — Евгений РУБИН
- Соленый Василий Васильевич — Николай РАЗУМЕНКО
- Чебутыкин Иван Романович — Олег БУРЫГИН
- Федотик Алексей Петрович — Дмитрий МОРОЗОВ
- Ферапонт — Анатолий СУТЯГИН
- Анфиса — Ирина МАНУЙЛОВА
Вишневый сад- Раневская Любовь Андреевна — Наталья РАССИЕВА
- Аня —
- Варя — Екатерина ДЕМАКОВА
- Гаев Леонид Андреевич — Роман БРЕЕВ, Дмитрий ШИЛЯЕВ
- Лопахин Ермолай Алексеевич — Иван ЕФРЕМОВ
- Трофимов Петр Сергеевич — Евгений РУБИН
- Симеонов-Пищик Борис Борисович — Дмитрий СВЕТУС
- Шарлотта Ивановна — Татьяна КОНДУКТОРОВА
- Епиходов Семён Пантелеевич — Николай РАЗУМЕНКО
- Дуняша — Дарья БУТАКОВА
- Фирс — Александр КУРСКИЙ
- Яша — Дмитрий МОРОЗОВ
- Работник — Алексей КРАСОВСКИЙ, Евгений КЕНИГ
Сорин - Анатолий СУТЯГИН; Полина Андреевна - Татьяна КОНДУКТОРОВА; Илья Афанасьевич Шамраев - Николай РАЗУМЕНКО
Полина Андреевна - Татьяна КОНДУКТОРОВА; Евгений Сергеевич Дорн - Дмитрий ШИЛЯЕВ
Маша - Екатерина ДЕМАКОВА; Семен Семенович Медведенко - Борис ШИЛЬМАНСКИЙ
Семен Семенович Медведенко - Евгений РУБИН
Медведенко - Евгений РУБИН; Маша - Екатерина ДЕМАКОВА; Тригорин - Борис ШИЛЬМАНСКИЙ; Аркадина - Ирина МАНУЙЛОВА
Константин Гаврилович Треплев - Иван ЕФРЕМОВ; Петр Николаевич Сорин - Анатолий СУТЯГИН
Нина Михайловна Заречная — Анастасия БЕЗБОРОДОВА; Константин Гаврилович Треплев — Иван ЕФРЕМОВ
Нина Михайловна Заречная — Анастасия БЕЗБОРОДОВА
Треплев - Иван ЕФРЕМОВ; Дорн - Дмитрий ШИЛЯЕВ
Ирина Николаевна Аркадина — Ирина МАНУЙЛОВА; Нина Михайловна Заречная — Анастасия БЕЗБОРОДОВА; Петр Николаевич Сорин — Анатолий СУТЯГИН
Заречная - Анастасия БЕЗБОРОДОВА; Тригорин - Борис ШИЛЬМАНСКИЙ; Медведенко - Евгений РУБИН
Полина Андреевна - Татьяна КОНДУКТОРОВА; Дорн - Роман БРЕЕВ
Сцена из спектакля
Серебряков Александр Владимирович - Александр КУРСКИЙ; Марина — Татьяна КОЛЬЦОВА-ГИЛИНОВА
Софья Александровна (Соня) - Анастасия БЕЗБОРОДОВА; Серебряков Александр Владимирович - Александр КУРСКИЙ
Войницкий Иван Петрович - Олег БУРЫГИН
Елена Андреевна - Екатерина ДЕМИДОВА; Войницкий - Олег БУРЫГИН
Астров Михаил Львович - Михаил КАЛИНИЧЕВ; Телегин Илья Ильич - Дмитрий СВЕТУС
Наталья Иванована - Екатерина ДЕМАКОВА; Ольга - Дарья БУТАКОВА
Кулыгин Фёдор Ильич — Дмитрий ШИЛЯЕВ; Маша — Екатерина ДЕМИДОВА
Аня — Елизавета РОЖАНСКАЯ; Дуняша — Дарья БУТАКОВА; Лопахин Ермолай Алексеевич — Иван ЕФРЕМОВ; Симеонов-Пищик Борис Борисович — Дмитрий СВЕТУС
Прозоров - Борис ШИЛЬМАНСКИЙ
Кулыгин Федор Ильич - Роман БРЕЕВ; Вершинин Александр Игнатьевич - Сергей МОИСЕЕВ
Тузенбах Николай Львович - Евгений РУБИН; Ирина - Анастасия ЦИБИЗОВА
Гаев Леонид Андреевич - Роман БРЕЕВ; Раневская Любовь Андреевна - Наталья РАССИЕВА
Аня - Елизавета РОЖАНСКАЯ; Шарлотта Ивановна - Татьяна КОНДУКТОРОВА
Фирс — Александр КУРСКИЙ
Лопахин Ермолай Алексеевич - Иван ЕФРЕМОВ; Раневская Любовь Андреевна - Наталья РАССИЕВА
Постановка разделена на 4 эпизода из пьес : Чайка, Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад. Выбор эпизода из первых двух пьес и их подача понравились. Знакомиться с сюжетом лучше до посещения. Без знания о чем пьесы, можно не понять суть эпизодов. И не получить удовольствие от спектакля. Постановка не развлекательная. Философская.
Irina
24.01.2019
«Если бы знать» - первая часть «чеховского» проекта в Новом драматическом театре, где в одном спектакле объединены четыре акта из разных пьес Чехова.
Вопреки моим ожиданиям в спектакль включены не первые акты, а играются 1-2-3-4 акты, но… из разных пьес. И в целом вырванные из своего «родного» сюжета все четыре акта четырех пьес Чехова представляют просто трагикомичные сцены из деревенской жизни, где люди говорят, размышляют, сокрушаются о (не)счастье, смысле жизни. Люди ссорятся, не могут найти слов друг для друга, нет взаимопонимания, люди (само)обманываются, сокрушаются, сожалеют о невозможном и невозвратимом. Конечно, убрать сюжеты полностью не представляется возможным, слишком хорошо они известны. И из памяти сюжет не выкинуть, но… из спектакля можно. Правда, из нашей небольшой компании, пожалуй, только я приняла этот ход с устранением развития сюжета, когда на первый план выходят (от)чаянье разговоров и пустых мыслей вслух.
Серо-черное, графичное пространство сцены, где на серо-черном фоне стоит черный рояль, на котором за 3 часа спектакля никто так и не сыграет. Мир спектакля сначала будет «нарастать» атрибутами и деталями – появятся стулья, кресла, диваны, буфет, «достопочтенный шкап», коробки и чемоданы; затем логично и симметрично этот мир будет снова опустошен, останется один рояль.
Рояль – как метафора несостоявшихся возможностей. Крыло есть, но не для полета. Об игре на рояле говорит и Тузенбах, и Елена Сергеевна. О рояле потом (видимо, в одной из следующих частей проекта) скажет Ирина. Да… «душа моя, как дорогой рояль, который заперт и ключ потерян». Душа моя… закрыта… не для полета?...
Каждая страница спектакля «переворачивается» стройным, строгим, и, я даже сказала бы, горько-траурным проходом актеров из левой кулисы в правую, туда, где мерцает холодно-голубоватый свет… Люди уходят… приходят новые… пролетают дни и годы, и все всегда задаются одними и теми же вопросами о смысле жизни и (не)возможности счастья…
Я вдруг подумала, что Чехов – это литературный аналог теоремы Ферма. Такое же простое на вид уравнение, решить которое пытались веками, и даже найденное решение нет-нет да вызывает сомнение в его правильности. Так и у Чехова… Казалось бы, все так просто, но от этого все так сложно.
Человек рожден для счастья и этим самым он обречен на муки, ибо никто не знает, что же такое счастье. В молодости это кажется так просто и естественно пуститься на поиски этого абстрактного понятия «счастье», и даже оно кажется вот-вот достижимым, но дальше летят дни и годы, и формула счастья становится все сложнее и сложнее… Люди пытаются составить ее, находят синонимы и подмены – любовь, призвание, талант, (само)реализация, преданность… Но из них не составить слова «счастье». Но если бы мы знали наверняка и заранее, что счастье (не)возможно, изменило бы это нашу жизнь, наши стремления?...
Ах, если бы знать…twins_en
24.01.2019
Постановка " Если бы знать.." является собирательной композицией, состоящей из цикла четырех произведений "Чайка","Дядя Ваня","Три сестры" и "Вишневый сад".
Идея интересна сжатостью и лаконичностью изложения проблематики социальных взаимоотношений, которые мастерски раскрыты режиссером- постановщиком и актерами данного спектакля.
Вопросы о: человеческих чувствах, о собственном предназначение и смысле жизни, в каком-то смысле, объединяют героев всех четырех произведений, именно поэтому в данном спектакле мы видим панораму судеб жителей провинциальной России тех лет, что позволяет нам иметь более четкое представление и использовать широкое поле для анализа.
Животрепещущей предстает перед нами часть цикла "Чайка" Сюжет полыхает разнообразием эмоциональной окраски, переданной актерским составом. В данной части сконцентрированы актеры, заставляющие не просто прочувствовать, а прожить состояние, как каждого героя в отдельности, так и всех сразу.
Если судить комплексно, многие моменты в произведениях А.П.Чехова описаны кратко и просто, но имеют огромный пласт подтекста , до которого человек должен дойти самостоятельно, увидев корни причинно-следственной связи.
Перед режиссером-постановщиком и актерами стояла капитальная задача раскрыть данные ниточки судеб героев и стать для зрителей проводниками во внутренний мир картины. я считаю, что коллектив театра успешно справился с поставленной целью и рекомендую спектакль " ЧЕХОВ.ПРОЕКТ. Если бы знать..."к просмотру.Елена
08.01.2019
Это потрясающе! Я не любитель Чехова, но решили с мужем сходить. Заинтересовало то, что новый проект. Нам понравилось все! Сама режиссёрская задумка, интересная постановка и потрясающая игра актёров! Весь спектакль приковывали внимание все, кто был на сцене. Мы с мужем получили действительно огромное удовольствие) Спасибо большое всем актёрам за такую высокую игру! За эмоции! Восхищение и восторг были с нами ещё долго после спектакля!
Зорина Ирина
08.01.2019