Если честно, то я не особый любитель детективов, хотя и для меня вопрос "почему?" все происходит именно так, а не иначе - это универсальный глубинный вопрос любого художественного произведения.
Изначально водолазкинский материал "Пародиста" мне показался сложным и неоднозначным, нет не плохим или хорошим, а именно сложным и неоднозначным. До визита в МНДТ не удержался и прослушал его вариант в формате аудиокниги, скажу честно - материалом не вдохновился, показалось монотонно, затянуто, с потугами на "картинность" и даже "вычурность", а за ней - фактическая пустота и абсолютно необъяснимый ("оборванный") финал. Но это до просмотра спектакля…
При появлении "живых" персонажей, наделенных режиссером и артистами (именно ими, а не автором) своими сугубо индивидуальными "внутренними мирами", пересекающимися "линиями судеб", стоящими за каждым из них жизненными историями "перерождения" - все это, для меня, превратило "Пародиста" в очень интересную психологическую историю, в которой и тема "детектива "и тема "пародии", - лишь антураж, сопровождающий более глубинные человеческие отношения.
Для меня "Пародист" в интерпретации МНДТ - история финала Человека, сбившегося с пути, постепенно перерождающегося в "чудовище" и превращающего "по ходу" в "чудовищ" окружающих его близких людей, волею "судьбы" дважды получившего шанс вернуться на свой истинный "путь", и о его "Выборе" при реализации этих шансов.
Если хотите - это история превращения "Скайуокера", выбравшего "темную сторону силы" в "Дарт Вейдера", причем в "Дарт Вейдера" главный герой превратился не только сам, но и стал "проводником" на этой дороге для всех своих близких людей.
Ложь, Безразличие и Пренебрежительность перерождающегося "сильного лидера" к тем, кто его любил и поддерживал (пока он еще был "Скайуокером") были "отражены"("спародированы") окружающими на него же самого, его же собственным "злом", кратно умноженным теми "демонами", которых он сам разбудил в своих близких людях.
И вот Судьба дважды дает ему шанс , что-то изменить в себе, а значит и в этих людях, "спасти" и их и себя, и мы видим эти два варианта его "выбора".
Посмотрев спектакль, мне стал более понятен и финал пьесы - это не усталость и обреченность героя, это его целенаправленная осознанная "жертва", единственно возможная "попытка" опять пробудить в окружающих их истинные человеческие качества. Любой вариант для них станет возможностью к "спасению", т.к. и "милосердие" (при отказе от "жертвоприношения) и "раскаяние" (в случае его свершения) смогут стать отправными точками на этом пути, и за это он "ставит на кон" с их «демонами» самое дорогое что у него есть - Жизнь!
Да, и еще хотел заметить, что при абсолютной внешней несхожести "Пародиста" и недавно поставленных в МНДТ "Чужих подъездов", для меня, без сомнения, их объединяет главное - тема возможной потери Человеком себя самого на своем "пути", потери своего "предназначения", именно в общечеловеческом понимании этого слова, влияние этой «потери» на окружающих его людей, возможность "Выбора" и сам "Выбор" человека при возникновении шанса на свое "возвращение".
Алексей Иванов
14.10.2021