О спектакле
Тему отчаянной борьбы за жизнь Владимир Тендряков затронул еще в своем раннем рассказе «Хлеб для собаки» - автобиографическом этюде, пронизывающем до дрожи. И не случайно: первым потрясением в жизни десятилетнего Володи Тендрякова, наблюдавшего раскулаченных, умирающих от голода крестьян, была картина, когда одетая в поношенное пальто женщина случайно разбила банку с молоком и, опустившись на колени, черпала его деревянной ложкой из копытной ямки на дороге и пила. Мотивы «Хлеба для собаки» нашли дальнейшее развитие в повести позднего Тендрякова «Три мешка сорной пшеницы». Сценическая версия Евгения Вихрева и Вячеслава Долгачева будоражит воображение и трогает до глубины души.
Вам доводилось бывать в мире, в котором тарелка горячей картошки в мундире и ломоть черного хлеба с куском сахара – настоящая роскошь? И страшные отголоски войны слышны в глубоком тылу тем, кто никогда не был на фронте, и тем, кто вернулся с него с искалеченной душой... Инвалиды, чекисты-уполномоченные, безропотные женщины, жаждущие простого счастья, «перелицованный» убийца, грохнувший соседей топором за кощунство над иконой... Мир, в котором люди в состоянии остервенения не надеются дотянуть до весны... Что-то от булгаковской пилатовской безысходности проглядывает в одном из главных героев - Кистереве, «вложившем всю свою привязанность» в собак. «Святые апостолы нынче председателями колхозов работают»,- такая вот евангельская правда противостоит утопическому «Городу солнца» Кампанеллы, единственной книге, которую читает другой герой - Женька Тулупов. «...Бедность, нищета делает людей негодяями, хитрыми, лукавыми, ворами, коварными, отверженными, лжецами, лжесвидетелями... а богатство — надменными, гордыми, невеждами, изменниками, рассуждающими о том, чего они не знают, обманщиками, хвастунами, черствыми, обидчиками... Они служат вещам». И три мешка сорной, никуда не годной пшеницы – пробный камень для проверки самых глубоких чувств – дружбы, любви, гуманности... «Отобрать последнее пополам с сором - простишь ли себе?» - задает председатель не-евангельский вопрос чекисту-уполномоченному по сбору пшеницы... А в непроницаемой для луны темноте, за никелированными шишечками кровати, чуть видны тела случайных любовников, ищущих кусочек тепла и простое человеческое счастье ... хотя бы на одну ночь.
Юрий Нагибин вспоминал о коллеге по писательскому цеху: «Тендряков прожил чистую литературную жизнь. Он умудрился не запятнать себя ни одной сомнительной акцией. Он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы».
Фото
Оставить отзыв
Советую всем посетить новый драматический театр! Хорошая игра актеров, интересные спектакли!
Павел
23.01.2020
Первые, еще детские впечатления от творчества Владимира Тендрякова – фильм «Весенние перевертыши». Очень сильный, и для конца 70-х - крайне необычный детский фильм, фильм о той настоящей сложной реальной жизни, которая происходит не где-то «там», а здесь и сейчас, за твоим окном, с тобой и твоими сверстниками.
«Правда жизни» – вот наиболее характерная черта всех произведений Тендрякова, в т.ч. и «Трёх мешков сорной пшеницы».
В инсценировке МНДТ эта повесть предстаёт не только реальным отражением тех тяжёлых времён, но и настоящим «полем боя» многих личных «правд» её основных героев. В силу пережитых жизненных обстоятельств каждый из них по своему видит окружающий его Мир, у каждого из них – своя «Правда жизни». Мне кажется, что режиссеру очень хорошо удалось показать истинный «Дух времени», и не только через предлагаемую «картинку», музыку и антураж, нет, главное – через наиболее яркие черты, присущие всем представителям того времени – личную «Убежденность» и «Максимализм»! И эти черты вполне объяснимы, т.к. в том мире, где каждый понимает, что «смерть» это не где-то там, далеко во времени и пространстве, нет - она «вот здесь и сейчас», в этом мире главной «опорой под ногами» для любого человека становиться его личная «убежденность», иначе, он просто перестает быть Личностью, инстинкт самосохранения (Страх) моментально превратит его в «животное».
Основные герои постановки – яркие, «вневременные» типажи нашего народа.
Митрофан – только «истинная Христианская вера» и «страх Божий» делают человека Человеком, без них – человек не достоин Жизни. Кирилл – чти «Мирские законы», в них и есть «Правда жизни», а совесть – засунь поглубже, да залей водкой. Божеумов – «плакатное» «Здесь и Сейчас» - «Сегодня - победа любой ценой», а дальше разберемся; появятся новые «Лозунги», их и будем исполнять. Женька – вечный символ веры народной в возможность построение на Земле «Рая небесного» по заветам постоянно появляющихся новых предтече новых Мессий («Город солнца» - его «бытовое» представление об одной из форм идеального общества - коммунизме). Кистерев – образ истинной народной жертвенности ради будущих поколений. Адриан Фомич - глубинный архетип Русского человека, несущий в себе главный «ключ» бессмертия нации - «жить надо по правде, а Истинная правда – там, где Совесть». Вера – жизнь в любой обстановке должна «порождать Жизнь», иначе вообще всё теряет всякий Смысл; не продолжиться Жизнь - не будет и Будущего, ни какого!
В постановке нет « Врагов» с точки зрения выбранных Целей, они у всех общие и единые – «Победа» и «Светлое будущее для всего народа». Врагами их делает выбор способа достижения этих целей. И вот тут-то непоколебимая «убежденность» в своей правоте каждого, сталкивает их в непримиримой борьбе "не на жизнь, а на смерть". И «чистилище» проходят только те, кто не боится посмотреть в глаза своей Совести!
Параллельно зарождается и развивается очень трогательная и очень «настоящая» линия отношений Веры и Женьки – истинный символ «победы Жизни над Смертью», дающая надежду на то, что «Будущему быть», и оно будет лучше «Настоящего».
Замечательный спектакль, где каждая роль (и положительная и отрицательная) – целый огромный и сложный мир, наш с Вами мир - мир Людей!
Думаю главный вывод, который можно сделать, посмотрев этот спектакль - в самых «нечеловеческих» условиях человек должен стараясь прислушиваться к своей Совести, стараться оставаться Человеком. Именно в этом залог возможности Будущего у всего Человечества.
Алексей Шульгин
15.03.2019
Большое спасибо за настоящую, большую, талантливую работу. Спектакль затронул за живое. Понравилось все - тема, режисерский подход, искренность актеров.Неизменный восторг вызывает работа художника - видела несколько спектаклей Нового - декорации, костюмы - выше всяких похвал.Емко, точно, без излишеств.
Забываешь, что ты в театре, полное погружение в то время, в ту среду.
Анна
27.11.2018
Потрясающий спектакль! Отличная игра актеров! Сюжет проникает в самую душу. Проронить слезу просто неизбежно. Очень советую для посещения.
Екатерина
20.10.2018
Замечательный, глубокий спектакль. Подобные постановки вселяют надежду, что русский театр с его глубокими драматическими традициями жив. Аплодировали стоя. Огромное спасибо. Надеемся стать постоянными зрителями.
Мильяна
01.04.2018
Спасибо большое за спектакль! За поднятые вопросы, за показанную человечность вопреки всему. Душевный и реалистичный рассказ о непростом выборе простых людей, о жизни и испытаниях войны, человеческих судьбах. Настолько проникновенно и глубоко!
Как всегда игра актеров, режиссерская работа, необычные декорации, музыка - все на высоте.
Мария
07.12.2017
Спасибо от всей души за спектакль! За искреннюю и глубокую работу, за важные вопросы. Верю, что были такие люди, и им особая благодарность...
Мария
19.11.2017
17 ноября 2017 смотрел ваш спектакль. Очень понравилось. Проникновенно, гениально все. Все действующие лица, без исключения, ГЛАВНЫЕ. Огромное спасибо за вашу РАБОТУ
Андрей
18.11.2017