+7 (499) 182-03-47
Версия для слабовидящих

Ru

En

17.09.2008

Премьера в Новом драматическом театре: спектакль «Настасья Филипповна»

На вопросы корреспондента «ВМ» отвечает художественный руководитель Вячеслав Васильевич Долгачев.
 
Завтра открывает очередной сезон Новый драматический театр, и сразу — премьера. Зрителей ждет необычный взгляд на известное всем классическое произведение. Подробности мы попытались выяснить у Вячеслава Долгачёва, который возглавил коллектив семь лет назад. За это время в афише театра появились новые названия, а среди актеров прибавилось немало молодых и талантливых людей.
 
— Вячеслав Васильевич, если говорить о вашем коллективе вообще, он ведь очень молодой?
 
— В прошлом году правительство Москвы поставило задачу «омолаживания» театральных коллективов, и мы оказались впереди паровоза, потому что наша труппа с того момента, как я пришел в театр, молодеет год от года. Сейчас это действительно самый молодой коллектив столицы.
 
— Открытие сезона вы отмечаете премьерой спектакля «Настасья Филипповна». Об этой постановке известно, пожалуй, только то, что в основе — роман Достоевского «Идиот» и идея Анджея Вайды…
 
— Когда-то, почти 30 лет назад, Анджей Вайда поставил спектакль, который назывался «27 репетиций Настасьи Филипповны». В присутствии публики он с двумя артистами пытался сделать такую версию: весь роман от лица Мышкина и Рогожина. Эта идея нам приглянулась, показалось, что это очень интересный вариант — именно так подойти к роману и к такому персонажу, как Настасья Филипповна. Мы взяли идею Вайды, но создали свою оригинальную версию. А во всей идее главное то, что начинается спектакль с последней главы романа, с последней ночи после убийства Настасьи Филипповны. Дальше Мышкин и Рогожин пытаются восстановить, реконструировать все взаимоотношения, пользуясь всем текстом романа.
 
— То есть получается название-обман. Спектакль под заголовком «Настасья Филипповна», а на сцене только Мышкин и Рогожин?
 
— Можно сказать, что это обман. Но на самом деле их задача — разгадать загадку этой женщины. И я надеюсь, что у зрителей возникнет ощущение того, что они с ней познакомились. Должен возникнуть образ Настасьи Филипповны, поэтому думаю, что никакого обмана здесь нет.
 
— И кому же предстоит быть Мышкиным и Рогожиным?
 
— В спектакле заняты молодые актеры. У нас два Мышкина. Это — Михаил Калиничев, один из самых молодых заслуженных артистов России, а также Никита Алфёров. Роль Парфена Рогожина репетирует Андрей Курилов.
 
Спектакль «Настасья Филипповна» будет идти в репетиционном зале для очень ограниченного количества зрителей.
 
— В то же время на Большой сцене пойдет другая премьера. Это «Прекрасное воскресенье для пикника» Теннесси Уильямса. Почему вдруг вы остановились на этой пьесе?
 
— «Прекрасное воскресенье для пикника» — это очень редко идущая пьеса. В каком-то смысле для нас это проба и эксперимент. Пьеса Уильямса чрезвычайно сложна для исполнителей, потому что она написана в такой виртуозной психологической технике, которую могут воспроизвести только большие мастера. Но дело в том, что героини этой пьесы — молодые женщины. А когда Джульетту играет 55-летняя артистка, как бы она ни была хороша, все-таки здесь есть некоторое несовпадение. И вот мы попытаемся своими молодыми силами поднять этот довольно тяжелый вес. Может быть, что-нибудь получится, ведь дотянуться до Уильямса непросто.
 
— Что происходит с вашими постановками в Америке? Весной на Бродвее вышел спектакль «Чайка». Сейчас готовите что-нибудь?
 
— В настоящий момент собираюсь работать над «Дядей Ваней». У меня есть приглашение поставить всего Чехова, по одной пьесе каждый год. Надеюсь, что это состоится, хотя волнуюсь за то, как будут развиваться российско-американские отношения…
 
— На Бродвее у вас играют звезды: Алан Камминг, Келли Гарнер, а также дважды обладательница премии «Оскар» Дайан Вист. Казалось бы, Бродвей не пустует, зрители есть всегда. И все-таки в одном из интервью Дайан Вист сказала, что жить одним театром невозможно. Неужели и там актерам платят копейки?
 
— На Бродвее есть две категории представлений. Есть мюзиклы с очень большими бюджетами, потому и артистам мюзиклов платят много. И есть драматические спектакли с низкими ставками. Дело в том, что спектакли не идут по 20 лет, как мюзиклы, поэтому в них вкладывают меньше денег. Так что драматическим актерам на Бродвее действительно платят очень мало. Зарабатывают они только в сериалах и в кино. На сцену многие выходят только потому, что любят театр.
 
— Вы в Америке не только ставите, но и много лет преподаете. Причем у вас занимаются не только студенты, но и звезды Голливуда, включая уже упоминавшуюся Дайан Вист. Как вы думаете, откуда у них такое стремление к самосовершенствованию? У нас мало—мальски известные актеры не ходят учиться.
 
— Если у наших артистов есть несказанное счастье играть в репертуарном театре и всегда быть в работе, то американские актеры такой возможности не имеют. Вот, например, мы месяц репетировали «Чайку», два месяца они играли каждый день, и все — спектакля больше нет. Теперь актеры должны снова искать работу. Кто-то найдет, кто-то нет. Но если пианист год не подходит к инструменту, он теряет квалификацию. Так вот, чтобы не терять квалификацию, американские артисты ходят в различные классы, причем за свои собственные деньги. Но платят они только в том случае, если уверены, что смогут чему-то научиться.
 
— Возвращаясь к судьбе Нового драматического театра, буду давить на больную мозоль, но все же… Что с новым зданием? Надежда есть?
 
— Да, мозоль действительно больная. Но нас поддерживают и правительство Москвы, и Комитет по культуре, и префектура Северо-Восточного округа, за что мы очень им благодарны. Так вот, нам обещают, что к 2010 году здание будет построено. Проект внесен в Реестр культурного строительства Москвы до 2010 года. Мы очень рассчитываем на то, что никакие обстоятельства не помешают этот план осуществить. И если все удастся, Новый драматический театр обретет прописку неподалеку от станции метро «ВДНХ».