+7 (499) 182-03-47
Версия для слабовидящих

Ru

En

02.07.2013

Всадники и пешеходы / «С вечера до полудня» («Московский Новый драматический театр»)

В августе нынешнего года исполнится 100 лет со дня рождения замечательного советского драматурга, чье имя, наверное, знакомо всем без исключения по нестареющим и вряд ли когда-нибудь способным потерять свою актуальность фильмам «Летят журавли» и «Шумный день».

Виктор Сергеевич Розов — признанный и любимый классик, гордость не только отечественной драматургии, но и отечественной культуры, потому что репутация его на протяжении всей жизни была безупречна, а поразительное дарование видеть и запечатлевать во временном вечное — поистине удивительна.
В Московском Новом драматическом театре режиссер Вячеслав Долгачев поставил пьесу «С вечера до полудня» — одну из самых, быть может, негромких пьес Розова, действие которой умещается менее чем в сутки, а насыщенность его, внутренняя энергия настолько мощно проявлена, что порой начинает казаться, будто пьеса эта написана сегодня, о нас с вами...

Спектакль Вячеслава Долгачева намеренно прост и естествен, в нем не надо искать никаких изысков, никакого излишнего морализаторства — просто режиссер сосредоточил внимание на том, о чем сегодня слишком часто забывают в театре: на тщательном, детальном разборе внутрисемейных отношений Жарковых, обусловленных и личными качествами, и той реальностью, в которой они живут. И, конечно, на прекрасном литературном тексте, который сегодня — увы! — тоже не часто услышишь в театре, где классику любят облегчать и адаптировать к сегодняшнему дню.

Наверное, поэтому спектакль «С вечера до полудня» получился очень стильным в высоком значении этого понятия: начиная с занавеса, сделанного в виде наклонного фасада высотки сталинских времен (художник — Маргарита Демьянова), с подробно обставленной и от этого кажущейся по-настоящему обжитой квартиры Жарковых. Одновременность действия, происходящего в кабинете Андрея Трофимовича (Анатолий Сутягин), гостиной и комнате, где обитают Ким (очень сильная работа Андрея Курилова) и его сын Альберт (Алексей Калинин), несмотря на то, что где-то разговаривают, где-то лежат на диване, где-то говорят по телефону. Здесь идет жизнь — обычная, ничем, в сущности, не отличающаяся от жизни миллионов жителей советской страны, но она не стоит на месте и не имитирует существования людей. Она — живая.
Наконец, даже костюмы персонажей (художник по костюмам Дарья Килочек), которые совсем не отдают подделкой «под ретро», а естественны и, как кажется, удобны артистам, тоже свидетельствуют о высоком стиле спектакля.

Но главное, конечно, та напряженная мысль режиссера о таланте как даре Божьем, будь этот талант писательским, спортивным или — что еще важнее! — просто человеческим, каким наделена Нина (эту роль акварельно и прочувствованно играет Виолетта Давыдовская) и — как ни парадоксально это покажется — о неразрывно связанной с этим понятием психологии «всадников» и «пешеходов», о которой говорит Ким.

Да, Вячеслав Долгачев и на этот раз оказался удивительно прозорливым: сегодня эта проблема становится все более и более актуальной — существование тех, кто мчится на лошади вперед, не замечая, что кто-то раздавлен копытами насмерть, а кто-то покалечен, и тех, кто медленно бредет по обочине к своей цели, рассчитывая не на быстроногого помощника, а только на себя самого...

Расслабляющее спокойствие первого действия взрывается напряжением второго, в котором очевидным становится все: муки Андрея Трофимовича, поневоле ставшего известным советским писателем, востребованным определенным промежутком времени и изменившимися потребностями времени внезапно вытесненным на обочину жизни. Никто не отнимает у него роскошной московской квартиры, всех благ, прошлых заслуг, но в стареющем человеке медленно просыпается сначала неуверенность в том, чем занимался много лет, затем ощущение жизни, прошедшей «не под тем знаком» (а ведь в своем деле он был и талантлив, и уверен), затем и совесть, а значит — постижение истинных и мнимых ценностей. И тогда Жарков-старший сжигает свои рукописи... Став всадником поневоле, он утратил нравственные ориентиры, и этот пожар, устроенный под окнами высотки, словно спалил в своем очищающем огне годы и десятилетия, прожитые, как выяснилось, зря. И этот мучительный процесс, происходящий на наших глазах, Анатолий Сутягин играет выразительно и сильно.

Нелегко и его сыну Киму, не ставшему выдающимся спортсменом, оставшемуся без жены, которая предпочла другого (Ирина Мануйлова, играющая бывшую жену Кима Аллу, в единственном эпизоде сумела раскрыть очень важные черты своей героини). Поэтому так судорожно держится Ким за сына — он хочет одного: чтобы парень не стал очередным всадником, которые плодятся вокруг. Но и ему дано пережить финальное прозрение, когда Ким внезапно понимает, что закрывает перед Альбертом все двери, не оставляя ему выбора. А только свободный выбор способен создать, сотворить из подростка человека, который, покидая дом, скажет: «Если я когда-нибудь забуду все это — найдите меня...» ...Менее выразительными показались мне Лев Груздев (Роман Бреев) и Константин Федорович (Николай Разуменко), хотя и в этом можно усмотреть определенный посыл режиссера: «с вечера до полудня» — это история одной семьи, в которой за короткое время происходит долго тлевший на глубине процесс переоценки прожитых лет. И Груздев, и Константин Федорович для этого процесса — лишь дополнительное «топливо».

Вячеслав Долгачев поставил спектакль очень важный и нужный сегодня. Не случайно в программке он пишет о давнем личном разговоре, в котором Виктор Сергеевич Розов говорил, что испытание голодом — еще не самое страшное в жизни. Куда страшнее испытание сытостью.

Той самой, в которой мы живем сегодня — не физической, а куда более страшной — духовной...