ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ
Заказ билетов по телефону:
8(499) 182-03-47

Версия для слабовидящих


Чудо святого Антония (12+)



  • Автор пьесы — Морис МЕТЕРЛИНК
  • Перевод с французского Н. МИНСКОГО  и  Л. ВИЛЬКИНОЙ
  • Постановка и сценография Вячеслава ДОЛГАЧЕВА
  • Художник по костюмам — Дарья КИЛОЧЕК
  •  

Премьера состоялась: 9 ноября 2011 года

Продолжительность спектакля: 1 час 45 минут (с антрактом)

Автор пьесы Морис Метерлинк, более известный всем по философской пьесе-притче «Синяя птица», придумал свой современный сюжет о чудесах, творимых святым Антонием Падуанским. Пьеса «Чудо Святого Антония», написанная в начале ХХ века, своей внешней простотой и глубоким подтекстом привлекала таких великих режиссеров, как В. Мейерхольд и Е. Вахтангов.

Встречали ли вы когда-нибудь людей, для которых их общественный статус является более важным, нежели сама истина и суть вещей? Именно это и происходит с наследниками обладательницы несметных богатств усопшей Гортензии — людьми, кажущимися образованными и благопристойными, вызывающими всеобщее уважение и пользующимися большим авторитетом у жителей своего города. Ничто не способно помешать проведению похорон на уровне, достойном их положения в обществе, отбросив тем самым тень на известнейшую и добропорядочную фамилию. Вынос тела родной тетушки превращается для них в тщательно спланированную до мельчайших мелочей акцию, рассчитанную лишь на то, чтобы о богатом клане говорили с придыханием и восторгом. И даже стоя бок о бок со Святым Антонием, способным творить чудеса, трещиной в плитке на полу и вступлением в наследство племянники заняты гораздо больше, чем возможностью возвратить к жизни их умершую тетку – Чудом воскрешения. Что стоит человеческая жизнь по сравнению с миллионами банкнот, шикарными домами, форелью под соусом Шуберт и запеченными рябчиками?..

Одна лишь служанка, простодушная, бесхитростная, но добросердечная, которую автор пьесы неслучайно назвал Виргинией, искренне верит в Чудо, видя то, что сытые и лоснящиеся от вина наследники не способны воспринять в силу своей привычки находить научное и практическое объяснение любому явлению. Но вопреки всему Чудо происходит, ведь силе Божественного Провидения ничто не способно противостоять!

Изменит ли свершившееся чудо дальнейшее течение жизни семьи и как отреагируют на него окружающие?..

 

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Администрация театра предупреждает зрителей о том, что во время спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене электронные сигареты.

Сцена оборудована мощной вытяжкой и современной системой пожаротушения, но если наблюдение процесса курения как такового вам неприятно, мы просим вас воздержаться от посещения спектакля.

  • Нет чуда без добра
    "Петербургский театральный журнал", № 1 (66) 2012 г.

    «Кто верит в чудеса? Но не все их ждут»
    «Планета Красота», № 1-2, 2012 г.

    Два вечера «в лесу» после «месяца в деревне»
    «Планета Красота», № 11 — 12, 2011 г.

  • Только что вышли со спекакля "Чудо Святого Антония" - эмоции переполняют!! Впрочем, как и всегда! Как справедливо заметил Вячеслав Долгачев "тот, кто хоть раз попадет в Новый, останется с ним навсегда". Каждый раз после просмотра ваших спектаклей остается такое радостное, искреннее, яркое чувство! И спустя время продолжаешь вспоминать, переосмысливать увиденное, сказанное.. Снова не могу и не хочу выделять здесь каких-то отдельных артистов - КАЖДЫЙ по-своему сильный, яркий, интересный, даже в самых мимолетных эпизодических ролях! Еще раз огромное спасибо Новому за еще один счастливый вечер!

    Анастасия
    13.06.2017


    Планета «обезьян», или все-таки – «Планета Людей»?
    Посмотрел «Чудо…» 31.05.2017г. В очередной раз убедился, на сколько «изысканное блюдо» способны создавать мастера МНДТ из, в общем-то, иногда достаточно «простого» материала! МОЛОДЦЫ! Хотя «простым» этот материал можно назвать только на первый взгляд. Морис Метерлинк не только драматург, он еще и философ, и его произведения имеют множество «слоев», которые, возможно, даже и не видны на первый взгляд. Очень порадовало то, что и режиссёр и актеры МНДТ смогли мастерски показать эту «многослойность», при этом, с одной стороны - вроде бы, и не выпячивая ее из видимой «простоты» (хотя иногда и утрируя комичность ситуации), а с другой - четко обозначая ее для внимательного зрителя.
    «Многослойность» пьесы и ее постановки в МНДТ.
    «Поверхностный слой» - вид постановки «под углом» Комедии положений. Тут все достаточно просто. Если Вы хотите «просто» отдохнуть и посмеяться – начиная со 2-й трети первого акта, и практически до конца спектакля, замечательные артисты МНДТ «попотчивают» вас этим вволю. Хороши в этом отношении все, но особенно яркими мне показались персонажи Романа БРЕЕВА, Евгения РУБИНА, Александра КУРСКОГО и Михаила КАЛИНИЧЕВА.
    «Глубинные слои» - вид постановки «под углом» Комедии нравов. Тут все куда сложнее, многограннее; но и «блюдо» получается куда «изысканнее»!
    Что это – оригинальная трактовка библейского сюжета о пришествии Спасителя; комедийная пародия на общество того времени, или острый памфлет на современное; а может вообще что-то совсем другое – это решать каждому, кто захочет над этим задуматься, самому.
    Конечно, с этой стороны каждый увидит постановку по своему, поэтому ничего утверждать не берусь, но мне показалось, что «Чудо…» в трактовке МНДТ это своего рода «Планета обезьян», помните такую знаменитую американскую кино франшизу. Там к власти на планете пришли практически звери – Обезьяны, которые в основной своей массе не способны были испытывать человеческих чувств, и могли в лучшем случае только подражать Человеку, а непосредственно люди находились у них либо в услужении, либо в заточении. С этой точки зрения всех героев постановки можно разделить на три «условные социальные группы»: Люди, «человекоОБРАЗные» и «обезьяноПОДОБНЫЕ» (последние две группы прошу не путать ни с приматами, ни с предками Homo sapiens).

    Антоний, Виргиния – Люди (просто и «непросто» люди).
    Антоний (Сергей МОИСЕЕВ). Для меня - конечно Человек, но человек, безусловно обладающий необычным даром. Вероятно это образ истинного Блаженного, способного творить настоящие чудеса. Такие способности даются только истинно верующим и через очень большие испытания (вероятно ему пришлось изведать их сполна). Но став чудотворцем он не перестал физически оставаться просто человеком. Видно, как греет он свои замершие на снегу ноги о теплый пол, переступая с охладившегося (от его же ног) участка на более теплый, и получает от этого простое человеческое удовольствие; как по человечески приятна ему мысль о возможности посидеть в теплой уютной кухне за нехитрым ужином и чашкой чая с душевным, добрым человеком. По моему, это очень глубокая мысль, ведь вероятно только тот кто сам не утратил способности Страдать и Радоваться может в полной мере проявить Сострадание к другому и Радость за него. Мне кажется, Сергею Моисееву удалось показать эти важные человеческие качества Антония.
    Виргиния (Дарья БУТАКОВА) — простая женщина (ее незатейливую характеристику в пьесе дает сам Антоний); именно за эти ее качества, и из-за ее искренней просьбы о помощи Ближнему, Антоний и пришел совершить свое Чудо. Главное в Виргинии – абсолютно искренняя жертвенность и вера в Добро. Она не задумавшись готова помочь окружающим всем тем, что у нее есть; готова не только отдать последнее, но и бескорыстно терпеть страдания ради другого (абсолютно постороннего человека). Она просто платит добром за добро, пусть даже это добро было подарено совсем не ей, а кому-то другому. Босым по снегу в дом приходит Антоний, а уходит из него босой Виргиния.

    Иосиф, Аббат, Доктор - «ЧеловекоОБРАЗные». По образу – вроде люди, но «люди» настолько подстроившиеся под «обезьяноПОДОБНЫХ», что в душе они уже практически потеряли Человеческий Образ.
    Иосиф (Николай РАЗУМЕНКО) из Человека превратился в бездумного раба-манкурта, который не задумываясь, и с удовольствием готов выполнить любое указание своего господина.
    Аббат (Дмитрий СВЕТУС) – вероятно самый «неверующий» из всех персонажей пьесы. Именно он придумывает наиболее хитроумный вариант обмана Антония для устранения его из дома. Почему именно в его голове рождается самый изощренный план обмана – да по тому, что он «чертовски» натренирован, он обманывает людей каждый день, т.к. проповедует всем то, во что сам не верит.
    Доктор (Александр КУРСКИЙ) – блистательный образ не только «псевдо врача», но и вообще «псевдо ученого», в любой момент готового в угоду «Власти предержащим» обосновать что «черное» это «белое», и тут же наоборот; лишь бы продолжать оставаться у «кормушки».

    Пристав (Алексей МИХАЙЛОВ), Густав (Евгений РУБИН), Ахилл (Роман БРЕЕВ), Гортензия (Татьяна КОЛЬЦОВА-ГИЛИНОВА), Полицейский (Сергей БРЕДЮК), Гости (, Михаил КАЛИНИЧЕВ, Екатерина ДЕМАКОВА, Екатерина ДЕМИДОВА) - «обезьяноПОДОБНЫЕ».
    Это «истинные Хозяева Жизни», представители «власти» Власти и Капитала - Чиновничество и Буржуа. В душе - это уже вообще не Люди, а подобие пусть и «высокоорганизованных», но Животных. Почему, да потому, что истинно Человеческие чувства и качества они способны только имитировать, да и то лишь в личных интересах. Да и образуют они, в принципе, не «Общество», а «Стаю» с четко очерченной «иерархией доминирования» особей в ней (от «альфы» до «омеги»).
    Их основная жизненная задача – казаться Людьми, при этом, по сути - оставаясь «Обезьянами». И наиболее хорошо у них это получается в «спокойной», «ровной» обстановке. Именно поэтому, они не могут перенести «скандала» в «своем доме». Как только назревает сложная ситуация - их «звериное нутро» и «повадки» тут же «выплескиваются» наружу; а это - разрушает их представление о себе, как о Людях, чем еще больше превращает в «Обезьян» (тут как-бы запускается цепная реакция). Внешне (в постановке МНДТ) это хорошо показано и акцентировано характерными «обезьяньими» стойками «обезьяноПОДОБНЫХ», соответствующими их положению в «иерархии доминирования»; их «походкой» - важной «надутостью» со свисающими на разную высоту руками, и покачиваниями при движениях с «припаданием» на одну ногу (они как бы всегда готовы к развороту при нападении со спины); резким переходом на «визг», молниеносными яростными стычками и таким же резким их прекращением; пусканием в ритуальные пляски при полной потере контроля над собой и ситуацией.
    Интересно показано и то, кто, же в их «иерархии» настоящий «альфа-самец». В отсутствии «высшего» представителя Власти (Пристава), старший Буржуа (Густав) неоднократно указывает на то, что он хозяин в «этом доме». И «свои», и находящиеся на его кормлении «мелкие» представитель Власти - чиновники (Полицейский) – все они безоговорочно признают это. Но стоит появиться на горизонте «высшему» представителю Власти (Пристав) – и сразу становиться понятно, кто в «Нашем Доме» хозяин! «Место» Густава – там, где ему определит «настоящий хозяин». В данном случае – вообще в «конце строя». Ему даже не разрешено сопровождать «старшего» при его «ритуальном» обходе. Малого того, бывший «хозяин» (Густав) вынужден терпеливо и улыбчиво сносить ничем не прикрытое публичное «заигрывание» истинного «альфа-самца» с его (Густава) «самочками»!
    Но хватит об «обезьяноПОДОБНЫХ», вернемся к поиску философских смыслов заложенных Метерлинком в «Чудо…». Их, как я уже говорил, вероятно, очень много; недаром, сам автор продолжал работу над пьесой на протяжении более 17-ти лет!
    Лично я увидел два. Первый – вероятно, не совсем прав был «старина» Ф. Энгельс, когда заявил, что «исключительно труд сделал из обезьяны человека». Для того, что бы человек стал ЧЕЛОВЕКОМ труд конечно очень важен, но одного его, скорее всего - просто недостаточно. В моем понимании человек может стать ЧЕЛОВЕКОМ, только тогда, когда научиться относиться к другим «как минимум» не хуже, чем он относиться к самому себе. Но это конечно сугубо мое личное мнение, я его никому не навязываю. И Второй – готовые «Волшебные» решения не принесут Человечеству счастья. Пока Человек не научиться задавать сам себе «неприятные» Вопросы и честно, себе же на них отвечать – во многом он останется «обезьяноПОДОБНЫМ» существом!
    Так сможет ли когда-нибудь Планета «обезьян» превратиться в «Планету Людей»? Думаю, в своем «Чуде…» Морис Метерлинк оставляет нам эту НАДЕЖДУ, вложив ее смысл, в последние слова звучащие из уст одного из «вожаков» «обезьяноПОДОБНЫХ» - Густава:
    «Густав (первый приходит в себя). Ну и денек!
    Ахилл. На дворе вьюга…
    Густав. По правде сказать, мы довольно жестоко поступили с бедным Человеком. В сущности, он нам ничего плохого не сделал».

    Алексей Шульгин
    03.06.2017


    Сегодня в моей жизни снова было ЧУДО!)))) Судя до билетам, девятое..... А мне кажется, что Чудо в моей жизни было всегда...... Есть в жизни удовольствия, от которых отказываться большой грех, очень большой!)))) Этот спектакль для меня, как изысканное блюдо для гурмана, "форель под соусом Шуберт"))), чем больше ешь, тем больше хочется!))))))
    Казалось бы такая тема....похороны..... а я 2 часа безудержно смеялась!!))))))))
    И когда со сцены понеслось......."вы доставили мне радость", "давайте выпьем за здоровье нашей дорогой усопшей", "у меня явилась мысль... счастливая", "доктор, давайте сделаем подкожное впрыскивание", "у нас сегодня вынос, приходите завтра","ну я же умничка!", "кто это? Антоний Падуанский, откуда он - из Падуи"....)))))))
    Фееричный спектакль, безумно любимый и один из самых дорогих моему сердцу!)))))

    Татьяна Левина
    27.04.2016


    1. 1
    2. 2