ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА
заслуженный деятель искусств России
ВЯЧЕСЛАВ ДОЛГАЧЕВ
Заказ билетов по телефону:
(499) 182-03-47

Версия для слабовидящих


Театр возле МКАД: то, что искусство «живет» только в центре, — заблуждение

Автор: Георгий Панкратов
Источник: ТАСС-ПРЕСС, Вестник российской прессы
28.05.2013


На карте театральной Москвы, охватывающей преимущественно центр столицы, есть своеобразный анклав, расположенный в нескольких минутах ходьбы от МКАД Новый драматический театр. Причем вызванные подобным расположением ассоциации с самодеятельностью или «полным андеграундом», как это ни странно, не имеют никакого отношения к действительности.

По соседству с выездом из города, рядом с панельными коробками, магазинами продуктов и запчастей, типичными для спального района, в здании бывшего ДК «Метрострой» ставят классику: причем на сцене заслуженные артисты России; некоторые из них наверняка известны жителям соседнего дома благодаря их ролям в популярных телесериалах. Есть определенное очарование в том, что напротив бетонной «коробки», через дорогу, идут спектакли — в каком-то смысле и о жителях этой коробки. О чувствах и судьбах людей.

Заслуженный деятель искусств России Вячеслав Долгачев начал здесь работу с того, что привел профессиональных социологов и психологов, которые провели в районе социологический опрос с целью определить состав и уровень зрительского контингента. «Мне совершенно не хочется в погоне за зрителем снижать культурный ценз театра, важно не потерять интеллигентную интонацию, не опускаться до откровенного рынка», — так объяснял это решение худрук театра. То, что этой планке действительно не позволили упасть, в театре справедливо считают достижением.

Практически для любого театра Чехов — «основа основ». По тому, как ставят Чехова, можно определить стиль театра, а сама постановка зачастую становится его «визитной карточкой». Новый театр шел к постановке Чехова более 30 лет, и в конечном итоге решил обратиться не к «тяжеловесным» пьесам, а к периоду «Пестрых рассказов». Все они хорошо знакомы: это «Переполох», «Тина», «Дорогая собака», «Полинька», «Жилец» и прочие. За остроту конфликта, драматизм и мастерские диалоги эти жизненные зарисовки называли маленькими пьесами. В Новом театре их объединили под общим названием «12 новелл о любви».

Попытка увидеть эти тексты, как если бы они были написаны сегодня, удалась: причем благодаря не «осовремениванию» материала, а, напротив, приобщению зрителя к тому, что живет вне времени. Герои «новелл» — до боли знакомые, родные типажи, которые населяют и нашу сегодняшнюю жизнь. Порой они смешны, порой — и чем дольше длится спектакль, тем это яснее — трагичны: жизненные истории, разворачивающиеся на сцене, о чем угодно, только не о любви. Никто никого не любит, каждый решает мелкие (или кажущиеся ему важными) вопросы своей жизни, используя при этом остальных: девушка, сбегающая от мужа к любовнику за его счет, пожилой и молодой ловеласы, пытающиеся соблазнить замужнюю аптекаршу в присутствии спящего мужа, кредиторша, любящая больше всего на свете деньги, — причем не потому, что в них нуждается, а потому, что другая любовь ей неведома, и даже любовь пьяного к собаке оборачивается попыткой избавления от нее. При том, что персонажи часто признаются в любви друг другу: пьяный квартиросъемщик любит в своем арендодателе образованного человека, а девушка из провинции в «хипстере» из Петербурга — свою надежду на более интересную жизнь. Молодой человек тоже не любит ее, но сокрушается: уже 30, полюбить кого-то, может быть, и не получится, а обустраивать жизнь надо. Он занимается статистикой, наукой, за которой будущее. И пусть в этом будущем, где мы смотрим спектакль, столица уже не в Петербурге, но история не стала менее «столичной», да и не станет, я думаю, никогда.

Персонажи узнаваемы и понятны. «А если можно понять, значит, можно и простить», — как говорит один из них. На сцене водка «Журавли», коньяк «Арарат», в ходу современные российские деньги. Что это — нехватка реквизита или ненавязчивая «привязка» сюжета к нашим временам? Скорее всего, и то, и другое. В качестве саундтрека очень удачно выбраны бардовские песни, которые то играют в записи, то исполняются актерами в перерывах между сценками, и это глубоко символично: неистребимый оптимизм бардовской песни, где каждое слово о любви, на горестном, но отнюдь не безнадежном фоне реальной жизни.

На таком же контрасте воспринимается и сам театр. Расположенный на окраине, максимально близкий к реальной жизни в различных ее проявлениях и имеющий своего зрителя среди местных жителей, театр как будто стесняется этого: хотя роль «театрального анклава» вовсе не придает ему статус «окраинного». На первый взгляд, театр для обывателя. В хорошем смысле этого слова: образованного, живого, под словами «культурно отдохнуть» понимающего не «коньячок под шашлычок», а вот такие спектакли. Ищущего и старающегося быть лучше, насколько это позволяет современная действительность. Кажется, проблема вовсе не в том, что театр должен уезжать из такого района: наоборот, в такие районы должны приезжать театры, их должно становиться больше. Но на эту тему можно сочинить отдельную «новеллу».
И даже из центра сюда несомненно стоит приехать. Правда, те, кто воспринимают поход в театр как мероприятие статусное, могут не беспокоиться: здесь даже в буфете еще пользуется успехом шутка о том, что «сегодня шикуем», при покупке булочек на 30 рублей. И все же театру не хватает зрителей. Если вы примете решение стать одним из них, точно не пожалеете. Планируя поездку, важно помнить одно: на Ярославском шоссе постоянные пробки.



← Вся Театр