Один из совершенно будничных вечеров, как и сотни других, от которых не ждёшь каких-то открытий или весеннего пробуждения. Но оно само настигает нежданно.
В пятницу состоялся премьерный показ спектакля «Чужие подъезды» в МНДТ по одной из ранних повестей Дины Рубиной.
Казалось бы, играть в театре Рубину невозможно. Но нет ничего невозможного для Вячеслава Васильевича Долгачева и невероятно талантливых ребят МНДТ. Для меня было своеобразным откровением слышать атмосферу, тексты Дины Ильиничны со сцены. Ждала этот эксперимент и жутко волновалась. За прочтение, за актёров. Но я точно доверяю литературному вкусу Вячеслава Васильевича, его постановка всегда будет в самое сердце. Он не стремится заполучить Золотые маски, эпатировать, доказать что-то зрителю. Но его спектакли - это всегда больше, чем театр. Это жизнь. Может, потому МНДТ стал тем самым обладателем всех наград в сердцах верных зрителей. Нас с вами, обычных жителей типовых подъездов.
О чем спектакль? Сложная тема. Я вообще с трудом представляю, как эту вещь можно так остро поставить в театре.
Закрытый показ смотрела одна, а на премьеру, конечно, пошли с супругом. Очень интересно было впечатление мужчины. Социальная драма - достаточно сложный жанр для восприятия сильной половиной человечества. Как и в самой постановке, у мужчин не часто случаются драмы в жизни, легче, что ли относятся. Но не будем навешивать ярлыки. Муж был впечатлён и в очередной раз покорён жизнью на сцене давно уже любимых актёров.
Каждый найдёт здесь свой конфликт, свою историю. Два вечера я тонула в эмоциях, в слезах, знаете, когда не можешь сказать ни слова. В антракте не могла собрать себя по кусочкам. Борис Шильманский просто вывернул мой мир во всех суставах. Два часа актёр - оголенный нерв, вызывающий короткое замыкание между зрителем и сценой.
Я не могла справиться с волной нахлынувших чувств. Злилась, разрывалась от жалости и верила в то, что все ещё можно исправить.
Актёр буквально сгорал на глазах зрителей, а я не понимала, как это возможно.
Этот спектакль просто рухнул на меня тяжелым ватным одеялом советских времён, падавшим на плечи хрупкой девочки, вызывая чувство сопричастности.
Зареклась рекомендовать кому-то к просмотру. Это как с авторским кино. Я наслаждаюсь каждым движением актёров, каждым словом. Но захочется ли вам перерождаться вместе с главным героем, взрослеть, рефлексировать, не побояться признаться себе в правде?
И нет здесь интриги, сложного сюжета, бьющей в глаза оригинальности. Но спектакль получился многослойным, глубоким.
Казалось бы, что невероятного можно найти в рассказе о мужчине, который к своим «за 30» живет в буднях, серых, одинаковых, не замечая, как жизнь уходит? Когда человек перестаёт быть живым? В какой момент мы упускаем что-то важное и становимся отчаянно «старыми», уставшими, как героиня Ирины Мануйловой? Что тут петь оды таланту Ирины Владимировны. Браво и низкий поклон!
Стоит ли бередить прошлое, ностальгировать по эпохе невинности, поддаваться внутренним импульсам и взывать к своей первой любви? Или сохранить своё хрупкое сердце, уже однажды разбитое, с теми осколочками и изъянами, словно раритетный, но совсем бесполезный кувшин. Убираешь повыше на шкаф: вроде, и выкинуть жалко, но и не используешь по назначению. И так временами горько от этой набежавшей романтики и промозгло-безысходной действительности. Мне кажется, роль Наташи создана именно для Кати Демаковой, столько в ее глазах невероятной чувственности и драматизма. Катенька, каждая ваша героиня - это глубокая работа, спасибо.
Кому-то главный герой Илья покажется мальчишкой, не вызовет сопереживания. Мне же весь спектакль хотелось обнять этого юношу, как Бабаня. Татьяна Кондукторова открылась в этой роли для меня совсем с новой стороны. Может, чуть больше грима, чтобы придать образу бабули печать почтенного возраста. А в остальном Татьяна была той самой бабулей, семейным катализатором, гасящим пожары.
Появление Сергея Моисеева всякий раз вызывает восторг публики. За всей трагичностью истории, актеру удаётся так точно, в свойственной только Сергею манере, сыграть образ отца-изобретателя, который за 15 лет понял, что все бурные скандалы молодости не стоили бездарно растраченных лет.
О каждом персонаже могу говорить бесконечно долго, у каждого свой характер, свой образ. Алексей Красовский в роли друга, большого человека в журналистке очень убедителен и точен, хотя я видела ещё не много работ актера. Иван Ходимчук взбодрил зрителей, но не буду спойлерить. Девчонки - органичное музыкальное украшение бытовой истории.
Всех хочется поздравить и поблагодарить. Колоссальная работа, которая будет иметь свой успех. Два с половиной часа зритель пребывает в своих размышлениях, переживаниях, внимая сохранённому текст автора. В зале стоит такая пронзительная тишина, ничто не мешало получить удовольствие и раствориться в прекрасном спектакле. Совершенно нету ощущения затянутости, погружающей зрителя в тоску и беспросветность. Динамичный ритм действию задают музыканты группы «Прайд» и Дмитрий Светус - очень неожиданный подарок публике в роли уличного музыканта. Лёша Спирин на этот раз выступил автором крутых текстов к песням. Моим личным хитом стала песенка про колбасника Эндрю.
Николай Разуменко в роли мужа Наташи высказал чуть ли не главную мысль произведения: «и кто сказал, что рыцарь любит сильнее, чем колбасник?»
И рыцарь без страха и упрёка находит в себе силы не разрушить чужие жизни в угоду своему эгоизму. А, может, уже все и так разрушено, много лет назад. Остаётся лишь отпустить, чтобы жить дальше. Встать и идти, поцелованным ненадолго возвращенным временем. Идти к каким-то иным своим горизонтам и к тому, что снова прирастет к душе, и чему душу и посвятишь. А время будет наблюдать со стороны и вести свой размеренный счет.
Всем браво!
Ольга Судакова
15.04.2021