Даешь больше Жуанов, хороших и разных!!!
21.03.17 случайно увидел объявление о возвращении на роль Дона Жуана Александра Зачиняева. Раньше работ этого актера не видел. Решил сходить только с одной целью - сравнить с недавно увиденным Жуаном в исполнении Сергея Бредюка (впечатление от того спектакля осталось - скажем так ...сложное). Увиденное просто ошеломило, это был не просто другой ЖУАН, и даже не просто другой СПЕКТАКЛЬ, это - ПРОСТО ДРУГОЙ ТЕАТР!!!! Несколько дней «переваривал», боялся «расплескать» полученные эмоции, но по первому впечатлению было - ПРОСТО КЛАССНО!!!!!
Сейчас, спустя какое-то время, для себя самого, думаю, понял, и постараюсь пояснить в данном отзыве, почему эти два спектакля показались мне настолько разными, вернее спектакль с Сергеем Бредюком – несколько неоднозначным. При этом сразу извинюсь за мои дилетантские мысли, которые возможно кому-то могут показаться даже обидными.
Сергей Бредюк – хотя и начинающий, но я уверен, потенциально замечательный актер. Главное сейчас (как я думаю) - дать ему наработать опыт на том материале, который свойственен его типажу, причем не только (и даже не столько) внешнему, сколько внутреннему. Во всех ролях, в которых я видел Сергея, из него ну просто «сквозит» саморелаксирующий интеллигент (в самом хорошем смысле этого слова). Для меня его внутренний типаж очень близок к типажу молодого Игоря Костолевского. Поэтому мне показалось, что тот, ранее готовый, «отработанный» и «отточенный» образ крайне жесткого Жуана (унаследованный Сергеем от прошлых исполнителей, и в т.ч. от вернувшегося Александра Зачиняева) ему не совсем подходит. При этом опыта, который позволил бы сыграть одинаково блестяще, ну скажем, Крестовского из «Земли Санникова» и Зилова из «Отпуска в сентябре (Утиной охоты)» (как это делал Олег Даль) у Сергея пока не хватает.
Жуан Александра Зачиняева - хотя и молодой и вертлявый (манерно - прямо Депповский «Джек Воробей»), и избалованно-изнеженный, но в то же время уже и чрезвычайно опытный брутальный Мачо (выросший из «сына Cвин»), осознанно и расчетливо «поставивший» в «человеческой игре» на «темную сторону», жестко «выкорчевывающий» любые пробивающиеся в его душе ростки совести, человечности, любви; и походя топчущий души окружающих его людей. Он как бы мстит этим людям, за их жизненные неудачи, которым, по его мнению, они обязаны именно следованию нормам морали, проявлению человеческих качеств. В первую очередь – он не допускает в свою душу Любовь (настоящую Любовь к женщине, отцу, Богу), т.к. считает, что именно это сделает его слабым и неспособным получить от этой жизни все то, что он пожелает от нее взять. Его цель – пройти этап «Джека Воробья» и стать настоящим «Волком Ларсенном» Дж. Лондона.
А вот Жуан Сергея Бредюка (именно по его внутреннему состоянию и типажу) показался мне совсем другим – на общем фоне заданного темпа и настроения постановки он выглядел как-то более статично, более задумчиво что ли. Жуан Сергея показался мне скорее опустившийся и, простите, «оскотинившийся» инфантильный мечтатель-идеалист (который ранее в душе был, или мечтал быть, 100%-ным Дон Кихотом), за что-то обидевшимся на весь Мир (может за раннюю потерю матери, несостоятельность благородства отца в "неблагородном" обществе, или за разочарования от потерянных иллюзий первой настоящей любви), а через него и на Бога; постоянно удушающий (но неспособный это сделать до конца) в себе ранимого, доброго и совестливого человека; сделавший выбор «темной стороны» скорее от этой огромной обиды на Мир, чем по расчету.
Да, два совершенно разных Жуана – два по разному замечательных «драгоценных КАМНЯ» (что вроде бы и к лучшему), но вот их чудесная «ОПРАВА» (не менее, а в какие-то моменты - даже более замечательная) – созданные на сцене образы тех самых, окружающих Жуана людей, через отношение к которым мы и видим его внутренний мир (очень глубокие и многогранные роли А. Спирина, Д. Шиляева, А. Курского, Е. Демидовой, И. Ефремов, Т. Пшукова) – вот эта «оправа», как мне показалось, явно создавалась под «камень» Жуана Александра Зачиняева (как более ранний); возникший позже на его месте «камень» Жуана Сергея Бредюка в этой "оправе" во многих ключевых местах постановки показался мне как-то не на своем месте; что-то проскальзывало, не получалось должной "сцепки"; случалось, что "оправа" своим блеском просто оттеняла сам "камень". "Камню" Сергея, мне кажется, нужна несколько по другому устроенная "оправа", хотя не знаю, выиграет ли от этого постановка в целом.
Отдельно хочу отметить классные, зажигательные персонажи Д. Светуса, Р. Бреева, Т. Журавлевой, М. Соколовой, Е. Демаковой, Ю. Караулкина. Без них не было бы ни какой "COMEDIA" (как говориться в шутливой поговорке: "Водка без Пива - деньги на ветер!"). Яркие, гиперболизированные - они тот самый СВЕТ, в лучах которого "играют" всеми своими сложными гранями и "КАМЕНЬ" и "ОПРАВА" - Жуан и его ближнее окружение. Простые, но продуманно функциональные и динамичные декорации и костюмы, постоянный плеск воды, шелест и запах соломы, и главное - Замечательная Музыка - это тот ВОЗДУХ, та АТМОСФЕРА Севильи, в которую погружено все действо постановки. Огромное спасибо за эти замечательные решения Режиссеру и Художнику спектакля!
Лично для меня, с возвращением на роль Александра Зачиняева, создаваемый им "КАМЕНЬ" Жуана четко встал в замечательно подготовленную именно для него "ОПРАВУ", вместе они наполнившись СВЕТОМ и ВОЗДУХОМ, заиграли всеми своими сложными гранями, погруженные в окружающую их чудесную АТМОСФЕРУ - щелк!!! - и произошло маленькое ЧУДО, которое мы называем словом ТЕАТР!!!
Возможно все описанное выше - только лично мои ощущения, и для кого-то все выглядит совсем по другому, но в этом то и заключается ПРЕЛЕСТЬ НАСТОЯЩЕГО ИСКУССТВА!
Поэтому - Даешь больше Жуанов, хороших и разных!!!
Алексей Шульгин
28.03.2017