Ru
Драма
Дата премьеры: 26 декабря 2009 года
Продолжительность спектакля: 3 часа 15 минут (с одним антрактом)
*Посмотреть расписание и купить билет в виджете партнера
Произведения американского писателя польского происхождения, Нобелевского лауреата Исаака Башевиса Зингера (1904 — 1991) вырастают из знакомого ему быта польско-еврейских местечек, из богатейшего фольклора с его фантастическими персонажами, из религиозно-мистической традиции народа.
Молодой учитель Алхонон, влюбленный в самую красивую женщину Фрамполя Тойбеле, не решается открыться ей в своем чувстве. Случайно подслушав разговор Тойбеле с подругой, в котором они грезят о демонах, Алхонон решает явиться к любимой в образе Демона по имени Гурмизах. Суеверная и богобоязненная красавица безумно влюбилась в своего демона. Но разве мог знать Алхонон, к каким последствиям приведет его дерзкая выходка… Головокружительная история о том, как влюбленность перерастает в страсть, дотягивается до понимания любви.
Вячеслав Долгачев (режиссер-постановщик спектакля) считает пьесу «Тойбеле и ее демон» «неисчерпаемой», потому и обращается к ней во второй раз: «Я ставил "Тойбеле" во МХАТе им. А.П. Чехова в 1995 году с уже ушедшими от нас Еленой Майоровой, Сергеем Шкаликовым и Вячеславом Невинным. Спектакль имел успех, побывал в разных городах России и за рубежом. Казалось бы, что же ещё? Но прошли годы, а пьеса живет во мне и хочет быть рассказанной вновь и вновь. Хитросплетения судеб жителей небольшого местечка приводят героев к настоящему пониманию Любви, к пониманию того, что Любовь дарится на этом свете не каждому, кто способен влюбиться. Влюбленность проходит, как мимолетность, — так устроен человек. И только самоотречение и самопожертвование — доказательство подлинности этого явления. Ведь недаром сказано: "Сильна, как смерть, Любовь"».
Потрясающая постановка по пьесе Зингера и Фридмана , Екатерина Демидова и Евгений Кениг точно попали в образ. Хочется смотреть и смотреть.. Декорации удивляют !
Лана Риверс
29.09.2024
Скажу сразу, великую и одновременно ПО ЖИТЕЙСКИ простую и правильную новеллу Зингера в "редакции" пьесы Фридман (это дама, кто не знает) воспринимаю с трудом. Превратить "тихую" и глубоко философскую притчу ЖИЗНИ в "бурный" женский роман о всё побеждающей и всё уничтожающей силе (включая саму "носительницу"))) ) НАДУМАННОЙ ЛЮБВИ - на это способна только женщина-драматург с Бродвея)))!
Если говорить о постановке в МНДТ - она действительно замечательная, именно с точки зрения режиссуры и "двухуровневости" пространства - на "поверхности" и в "колодце страстей" (в тихом омуте, сами знаете что (за)водится))) ). Единственный для меня минус - неоправданно долгое раздевание героини в начале (чуть ли не стриптиз без музыки))) ), кстати, перекочевавшее с той же непонятной целью в "Провинциальные анекдоты", и "явление"))) абсолютно голого Алхонона. Вероятно в 90-х это было и в новику, и привлекало и шокировало зрителей, а сейчас... , думаю это уже просто признак дурного тона.
Что касается артистов на главных ролях - очень люблю работы Екатерины ДЕМИДОВОЙ, но мне показалось что "здесь" она уж чересчур "героиня", ну прям "героиня-героиня", причем на всех "этапах". Тойбеле - женщина попроще. У Давыдовской это получалось более естественно. Алхонон Евгения КЕНИГА (именно в образе Демона) - просто не понравился. Механистически и абсолютно точно выверенные движения, всегда идеально ровно сложенная и правильно повязанная простынь, чуть ли не "акробатика" на сцене (чуть не сказал - "на шесте"))) ) - просто идеальный "эквилибрист" с простынями, на арене (сцене), честное слово)))! При произношении сложнейшего текста почти скороговоркой - ни одной помарки, видно, что выучен "от и до", а ведь у героя это - ИМПРОВИЗАЦИЯ! При этом, герой - не циркач-профессионал, он плохо питающийся неухоженный мужичок из "местечка", у него что-то должно "не клеится", что-то "сваливаться" (в рамках приличия, конечно))) ). При этом он должен быть жив, весел и изворотлив (умом, в первую очередь), а не представлять показательные выступления на первенстве акробатов! Вот Калиничев - тот мог! И в движениях, и в "слове". Даже когда сбивался в тексте - обыгрывал так, что потом и сам бы уже повторить не смог, наверное)))! С таким "демоном" было интересно, живо, прикольно, а здесь - абсолютно механистично, но, конечно, абсолютно "точно по нотам" (тут ничего не скажешь), вот только нужно ли это именно здесь? Но надо признать, что в образе самого Алхонона, Евгений был вполне убедителен.
Артисты в ролях второго-третьего плана - вот это "да", просто ЗДОРОВО!!! Бутакова и Ефремова, Бурыгин и Курский, Горшков и Моисеев с Бреевым - такие разные, но каждый по своему - просто замечательные. Да, прикольный Спирин - "служка" - отдельные аплодисменты!
Заранее извиняюсь, что, возможно чего-то "не увидел" или "увидел не так"))), но... - "всё чем могу")))!
Алексей Шульгин
06.12.2023
Спектакль "Тойбеле и её демон" я смотрел много раз. И 1-го декабря 2023-го года я его посмотрел вновь. Сколько было этих вечеров, которые я проводил в Новом театре, смотря этот спектакль... Десятки... И вот очередной вечер. И почему-то мне захотелось написать несколько слов об этом спектакле, и прежде всего о моем восприятии этого спектакля.
Так как я видел этот спектакль много раз, то перед тем, как пойти вновь я спрашивал себя о том - а что я увижу там, в театре... что мне даст этот вновь увиденный спектакль!? Я же его знаю хорошо, я его много раз видел... Сидеть три часа и смотреть давно ясное и знакомое!? Но у этого спектакля есть своя притягательная сила, которая не отпускает, даже если все уже смотрел и все знаешь.
И казалось бы... Длинный спектакль, который идет три часа. Практически никакого действия, никакой погони, драк, хитроумного сюжета. Мало действующих лиц, так как весь спектакль основан только на двух главных героях. Все остальные персонажи не столь важны и носят технический и третьестепенный характер. Но смотрится спектакль на одном дыхании. Начался спектакль и я не заметил, как прошло первое действие. Во время антракта, я подумал, что второе действие будет наверное скучнее, наверное мне не будет интересно, так как я смотрел уже все и все знаю, и знаю чем закончится, и знаю все эмоции, все слова героев. Но нет! Оказалось, что я не заметил, как прошло и второе действие.
Этот спектакль, несмотря на то, что ему очень много лет, несмотря на то, что поменялись составы - остается живым, ярким, запоминающимся и потрясающим по своей энергетике. "Тойбеле" не отпускает. Ты как завороженный погружаешься в эту историю. Кто-то сразу начинает искать в спектакле, в драматургии что-то философское, какие-то смыслы, въедаться во все. Нет, я не такой зритель. Для меня главное то, что я получаю со сцены эмоционально, может энергетически. Для меня есть совершенно простые понятия - хочу ли я это смотреть, насколько меня увлекает то, что происходит на сцене, насколько это органично и живо, насколько это не отпускает меня. Всякая философия, какие-то мудрые и умные мысли приходят уже после спектакля - может через день, а может и через год. Для меня важно одно - нравится ли мне спектакль в целом, или не нравится. И без всяких критических выкрутасов. Я простой зритель, и сужу именно так. Мне не надо лично себе что-то обосновывать и характеризовать спектакль - просто нравится или нет. И не обязательно мне должны нравятся какие-то комедии. Совсем наоборот.
Вот, "Тойбеле и её демон" это как раз тот спектакль который нравится, который потрясающ по своей энергетике и эмоциональности. И я прихожу в театр, чтобы видеть вновь и вновь этот созданный мир, эту атмосферу, этих героев, чувствовать их эмоции и переживания. И я приду снова, чтобы пережить этот спектакль вновь.
Часто я читаю критику некоторых зрителей. Например, часто пишут о том, что можно было бы обойтись без некоторых откровенных сцен в этом спектакле. Как же часто в художественном и эстетическом смысле некоторые зрители просто не развиты. Чтобы было бы если бы Алханон (Евгений Кениг) предстал в виде демона перед Тойбеле в каких-нибудь панталонах!? Получилось бы комедия. Нет, и нет... Этот спектакль еще помимо всего потрясает меня своей тонкостью, выверенностью, эстетичностью и высокой художественностью. И музыка, и декорации, и костюмы, и свет... все, все, все в этом спектакле настолько безукоризненно, что можно только наслаждаться.
Далее часто критикуют главных исполнителей - Екатерину Демидову и Евгения Кенига. Я не знаю, что еще надо зрителям, как им еще угодить!? Если вы хотите видеть гениальный спектакль и выразительное, яркое исполнение - то вам надо приходить именно на "Тойбеле и её демон". Екатерина Демидова и Евгений Кениг играют настолько примечательно, органично, что держат внимание все три часа. Я уже писал, что именно на них и держится весь спектакль. И в очередной раз, когда я смотрел "Тойбеле", то я думал о том, ну как двое артистов смогут удержать внимание зрителя, да еще три часа, да еще в таком тяжелом спектакле. Удержали. Повторюсь, что спектакль смотрится на одном дыхании. И заслуга в этом не только Вячеслава Долгачева, но и главных исполнителей.
Я просто хочу сказать спасибо всем, кто создал "Тойбеле". Спасибо за то, что этот спектакль имеет такую долгую жизнь и продолжает жить. Спасибо главным исполнителям - Екатерине Демидовой и Евгению Кенигу. Я им верю, я не чувствую ничего фальшивого, натянутого. Их исполнение не только высокопрофессионально с актерской точки зрения... нет, для меня не это главное. Они эмоциональны, они живые на сцене... они играют с душой, с сердцем и полной отдачей. Это чувствуешь своим нутром. Играют так, что ты не можешь отвлечься и не можешь забыть. Ваша игра, ваши роли, ваша отдача стоит того, чтобы видеть, смотреть, приходить каждый раз. Спасибо вам, спасибо Евгению и Екатерине - вы не оставляете равнодушным. И ваш дружеский поцелуй в конце спектакля, на поклонах, это уже как верх той высокой эмоциональности и слаженной актерской игры, которую я видел.
А еще... когда я смотрю этот спектакль, и в том числе 1-го декабря 2023-го года, я ловлю себя на мысли, что в этом спектакле много заложено от очень многих людей. От замечательного режиссера, Вячеслава Васильевича, который когда-то поставил этот спектакль, спектакль явление... и от тех исполнителей, которые играли этот спектакль раньше. В этом спектакле есть нечто общее, совокупное от каждого исполнителя, который когда-то играл в этом спектакле. Например, я смотрел спектакль 1-го декабря, и ловил какие-то интонации, слова, и как будто их говорила первая исполнительница Елена Майорова. И в тоже время, каждый новый исполнитель привносит уже нечто свое, отличное, новое. Это и хорошо.
А после спектакля тебя нахлестывают разные мысли. День, два, три, неделя и ты все равно обращаешься к этому спектаклю, к каким-то аналогиям, сравнениям. Тебя не отпускает эта история, не отпускают ее герои. Возможно, это один из самых ярких, лиричных, душевных спектаклей, который я когда-либо видел. Мне очень повезло, что я видел этот спектакль не один раз, а очень много раз. И мне повезло, что этот спектакль есть, что есть такие замечательные исполнители и главных и второстепенных ролей. Спасибо всем, кто делал и делает этот спектакль!
Знаете, об этом спектакле мне хочется говорить много. Но хочу закончить главным, повторить еще раз - этот спектакль настоящая жемчужина, вершина эстетики. И именно поэтому мне хочется раз за разом смотреть этот спектакль и приходить в Новый театр.
Дмитрий Ластов
04.12.2023
17.02.2023. посетили от ЦСО Гольяново спектакль «Тойбеле и ее Демон». Нам очень понравился . Несмотря на то, что он длится более 3 часов, действия настолько захватывает, что это время пролетело не заметно. Артисты играли великолепно, красивые декорации, интересный сценарий. Мы получили огромное удовольствие и массу эмоций. Спасибо всем за отлично проведенный вечер.
Михаил и Татьяна
19.02.2023
23 января 2022 года сходили с мужем на спектакль "Тойбеле и её Демон". Сюжет очень зрелищный и захватывающий. Прекрасная постановка, бесподобная игра молодых артистов. Смотрели на одном дыхании. Получили огромное удовольствие и непередаваемые эмоции. Спасибо)))
Юлия А.
26.01.2022
***
Тойбеле, Тойбеле, сладкий глоток.
Рыжие волосы, чёрный платок.
Видишь, сквозь тучи прорезался свет,
Слив воедино вопрос и ответ.
Тойбеле, Тойбеле, праведный путь.
Как же увидеть под маскою суть?
Как отказаться от мира мечты,
Если привыкла в нём нежиться ты?
Здесь никогда не бывает весны,
Здесь только тени как старость ясны.
Свечи дрожат, догорает камин,
Тают границы, как слово «Аминь».
Тойбеле, Тойбеле, хрупкий цветок.
Рыжие волосы, белый платок.
Руки, как ангел, сложив на груди,
Долго в пустое пространство глядишь.
Вот он идёт, не касаясь земли,
Отзвуком рог отдаётся вдали.
Скрипнула дверь. Он ступил на порог,
В белом сиянье, как ты, одинок.
Тойбеле, Тойбеле, грянет ли гром,
Или оставит вас ночью вдвоём?
Был до утра ветер зол и могуч.
Утром сквозь тучи прорезался луч.
Музыка с чистых небес полилась.
Ангелы хором молились за вас.
Бела Веверица
05.05.2018
Побывали вчера второй раз на «Тойбеле и ее демон». Спектакль оставил еще более острые ощущения, чем в первый раз, хотя тогда казалось, что сильнее уже быть не может. Потрясающая игра всех актеров и в особенности исполнителей главных ролей! Легкость, искренность и красота Тойбеле в исполнении Виолетты Давыдовской, сменяющиеся во втором действии на пустоту в глазах и помешательство на грани безумия, заставляют сопереживать ее чувствам на протяжении всего спектакля. Игра Михаила Калиничева в роли скромного и не смеющего сказать о своих чувствах Алхонона... и затем его появление в образе Гурмизаха производит настолько мощное впечатление – завораживающий тембр голоса, светящийся силуэт во мраке комнаты (за что отдельное спасибо художнику по свету!), порывистые движения – кажется что перед нами действительно не человек, а воплощение самого дьявола! Аж мурашки по коже! БРАВО!
И в очередной раз хочется отметить насколько здорово устроено пространство на сцене, за что мы тоже особенно сильно любим МНДТ!
С огромным удовольствием пойдем на «Тойбеле» еще раз!
Анастасия
26.02.2018
Спасибо огромное Театру за возможность испытывать такие яркие эмоции! Игра Михаила Калиничева и Виолетты Давыдовской держат все три часа на одном дыхании! Очень любим НМДТ и бязательно придем к вам снова!
Анастасия
22.05.2017
Потрясающий сюжет. Потрясающая игра артистов. Смотрится на одном дыхании.
Светлана
21.12.2016
Потрясающий спектакль, в котором любовь и страсть переплетаются так тесно, что очень сложно понять, где заканчивается одно и начинается второе. Чувственные моменты соседствуют с философскими, а красота происходящего на сцене и эмоциональный накал завораживают и не отпускают до конца спектакля. Удивительная история, рассказанная авторами этой пьесы, оказывается близкой и понятной большинству зрителей - кто из нас не сталкивался с отсутствием взаимности, с невозможностью полюбить тогда, когда, козалось бы, все этому благоприятствует, и со страстным желанием верить в миражи! Да, это действительно притча, но притча до такой степени реалистичная, что не вызывает ощущения морализаторства, да и не предлагает никаких готовых ответов. Зато вопросы, которые задают авторы, настолько серьезные и важные, что не перестаешь думать о них через день, два, три после спектакля, и пытаться решить эту головоломку, которая, по сути, решения не имеет... Спасибо всем, кто принимал участие в работе над постановкой, спасибо режиссеру, художникам, актерам! Подобные спектакли своим существованием доказывают, что театральное искусство живо, и будет жить вечно!
Станислава
19.12.2016
Не люблю прислушиваться к реакции зрителей, но с некоторых пор этот спектакль в определённом смысле стал некой лакмусовой бумажкой проверки на прочность. Оказалось, что выдержать обнажённость чувств с огалённым нервом и распахнутость души, неприкрытой одеждой, не так то и просто. Да, это очень сложноподчинённая, страстная и мудрая история отношений мужчины и женщины. Это подлинная история любви и страсти, когда одно чувство рядом с другим и накал так мощен и зыбок, что уловить миг смешения, смещения невозможно! Душервущее сумасшествие любви тел и страсти душ, а может и наоборот - наступает момент когда понимаешь, что демон не он, а она. Чувства - они же как пёрышко, дунул и полетел... вот только падать больно, а упасть рано или поздно придётся. Возможно, испытание настоящими, неподдельными чувствами - это совершенно демоническая забава?.. демон, так или иначе, живёт в каждом из нас.
"...а Бог молчит, за тяжкий грех - за то, что в Боге усомнились,
Он наказал любовью всех, чтоб в муках верить научились..."
Люблю пересматривать этот спектакль в определённом составе - на контарсте актёрской хоризмы (назовём это так).
Дарья Бутакова - мега уютная женственность в сочетании с игривым кокетством. Роман Бреев - шиковое воплощение мужской похотливости и озорства. Мало кто умеет сыграть интонаций так, чтобы в нужный момент развесёлость событий случилась, но очень вовремя и остановилась. Роману это удаётся, пожалуй, как никому другому.
Виолетта Давыдовская и Михаил Калиничев... беспредельное актёрское мастерство в запредельном эмоциональном износе. Когда у тебя, благополучно сидящей в кресле зрительного зала, обрывается что-то внутри от страха за его первое появление у неё и кажется что закладывает сердце в ушах от его бешенного по ритму монолога и её испуга. Когда никак не можешь понять, ну почему же она не видит свою любовь, не чувствует его голос, тело?! и неминуемо сходишь с ума от нахлынувшей страсти, сгорая от прикосновения рук любимого.
***
- Я падаю в пропасть всё глубже и глубже. Есть ли дно у этой пропасти?
- Никто ещё не вознёсся на высшую из высот и не опустился на глубочайшую из глубин.
- И ты хочешь, чтобы я пала ещё ниже?
- Вместе со мной...
Анжелика
30.05.2016
Буря эмоций от спектакля! Я пережила весь спектр эмоций! Потрясающая игра актёров! Непередаваемый смысл, это надо увидеть своими глазами. Есть над чем задуматься. Спасибо большое!
Олеся
28.05.2016
Отличный спектакль! Основная идея его: самое главное в жизни - это любовь, без нее жизнь теряет смысл. Прекрасное исполнение главных ролей Виолеттой Давыдовской и Михаилом Калиничевым. Получили огромное удовольствие. Всем рекомендую смотреть.
Александр
05.01.2016
Если у меня будет последнее желание перед смертью - то я попрошу возможности посмотреть этот спектакль
Николай
12.07.2015
Невероятно мощный спектакль и бесподобная игра актёров! Проблемы любви на примере одного народа касаются всех, везде и всегда. Это невероятно талантливо показано и раскрыто автором, режиссёром и всеми актёрами. По декорациям, световому и музыкальному сопровождению, пожалуй, лучший спектакль театра на сегодняшний день!
Константин Зиновенко
19.06.2015
Очень смелый спектакль! Увлекательно, красота главной героини действительно восхищает! Мистический сюжет создает своеобразное настроение. Обязательно стоит выбрать время, чтобы увидеть именно этот спектакль. Спасибо артистам!
Валерия
21.02.2015
Смотрела этот спектакль два раза и собираюсь снова пойти на него. Отличный спектакль! Все актёры большие молодцы, выкладываются на сто процентов! Очень люблю Новый Драматический театр за интересные постановки, красивые костюмы, демократичные цены на билеты и замечательную игру актёров. Этот спектакль, как и многие другие спектакли этого театра не оставит Вас равнодушными к происходящему на сцене. Очень рекомендую посмотреть! Не пожалеете!
Екатерина
07.01.2015
Потрясающая по накалу Демоническая партия любви разыграна – победителя и проигравшего нет. Об этом спектакле писать неимоверно сложно – тема бесконечна, а возможно и просто – кто не обжигался в любви через одиночество, полюбив насмерть не того, кто готов для тебя буквально на всё, а другого. Осознание произошедшего и раскаяние зачастую приходят слишком поздно, когда исправить уже ничего нельзя - невозможно исправить. Кружат над нами и с нами эти люди в чёрном – наши грехи, наше раскаяние, наше наказание. И вот она, брошенная красавица жена, в тоскливом одиночестве мечтательно рассказывает подруге историю о Демоне. Трогательный чепец, фартушек, взгляд куда-то вдаль, в романтичные фантазии, которым не суждено сбыться, так как муж хоть и пропал, но его надо ждать. Пусть хоть будут мечты - они нам зачастую кажутся такими безобидными, но расплата не заставляет себя ждать и всегда выставляет самый жестокий счёт. Хрупкая и прекрасная Виолетта Давыдовская – как же она хороша в этом образе! Как она бесподобна в этой роли!!! В финальной сцене дикой истерики, пожирающего безумия, в этом стеклянном и неподвижном взгляде с огромным трудом можно узнать мечтательное, воздушное создание, которое явилось нам в самом начале. Михаилу Калиничеву предстояло в одном (!) спектакле создать два совершенно противоположных образа. О том как это сложно, можно только догадываться. Темп речи, жесты, пластика движения – всё было разным. Демон быстрый, хвастливый, наглый, напористый. И почему мы любим именно таких??!!!... Алхонон – его полная противоположность, он готов на многие жертвы для любимой и потому НЕлюбимый. Почему только у порога смерти обостряются чувства, наступает прозрение, приходит понимание что счастье было рядом, а прикоснуться и обнять его случилось только в последний вздох…
Анжелика
08.12.2014
Вчера, 15 ноября, мне посчастливилось увидеть в Новом театре, еще один замечательный и тонкий спектакль.... "Тойбеле и ее демон". За несколько дней до спектакля я прочитала пьесу Зингера, чтобы восполнить свой пробел в прочтении хорошей литературы... Не хочу сравнивать книгу и спектакль, но мне было проще, легче, понятнее смотреть игру классных, хороших актеров, чем читать.... Я наслаждалась каждым моментом, как гурман наслаждается вкусным блюдом! Как и всегда, отлично, со вкусом и драйвом играли все без исключения, проходных ролей и персонажей нет и не могло быть. Великолепная Тойбеле (Виолетта Давыдовская) - красивая женщина, мечтающая о том, чтобы ее любили, но "слепая", не замечающая счастья, которое рядом, поскольку находится в плену своих мыслей и фантазий, своей рукой разрушающая это счастье. Отличный Демон/Алхолон (Михаил Калиничев). Как любим мы носить маски в жизни, даже когда мы рядом с близкими и родными людьми, как нам сложно с ними (масками) расстаться, а вот только надо ли? А может их вообще не стоит надевать... Что мы хотим казаться кем-то другим, а не тем, кем мы есть на самом деле. Что за все надо платить, а плата может быть очень высокой. Менаша, друг Алхолона, (Роман Бреев): Балагур и хороший друг, готовый ради этой дружбы даже на подлог и обман, но при этом ты понимаешь, что если ты думаешь или делаешь что-то хорошее, ты и сам становишься лучше, добрее, позитивнее, и наоборот, если что-то плохое, но это также не проходит бесследно для тебя и тех, кто рядом....
Прекрасная Генендель (Маргарита Волкова), которая позволяет нам верить, что родство по крови, не всегда дает дружбу и преданность, что это состояние души! Истово верующий Ребе и служки, которые искренне считают, что если изгнать Демона, то все будет хорошо. Вот только нужно ли изгонять, каждый выбирает сам. Так как это постоянный труд, который не всегда приносит удовольствие от процесса или результата. Если мы чаще будет оглядываться вокруг, ценить, тех, кто рядом, может быть мы будем счастливее?
Татьяна Левина
16.11.2014
Ваш отзыв