О спектакле
Тему отчаянной борьбы за жизнь Владимир Тендряков затронул еще в своем раннем рассказе «Хлеб для собаки» - автобиографическом этюде, пронизывающем до дрожи. И не случайно: первым потрясением в жизни десятилетнего Володи Тендрякова, наблюдавшего раскулаченных, умирающих от голода крестьян, была картина, когда одетая в поношенное пальто женщина случайно разбила банку с молоком и, опустившись на колени, черпала его деревянной ложкой из копытной ямки на дороге и пила. Мотивы «Хлеба для собаки» нашли дальнейшее развитие в повести позднего Тендрякова «Три мешка сорной пшеницы». Сценическая версия Евгения Вихрева и Вячеслава Долгачева будоражит воображение и трогает до глубины души.
Вам доводилось бывать в мире, в котором тарелка горячей картошки в мундире и ломоть черного хлеба с куском сахара – настоящая роскошь? И страшные отголоски войны слышны в глубоком тылу тем, кто никогда не был на фронте, и тем, кто вернулся с него с искалеченной душой... Инвалиды, чекисты-уполномоченные, безропотные женщины, жаждущие простого счастья, «перелицованный» убийца, грохнувший соседей топором за кощунство над иконой... Мир, в котором люди в состоянии остервенения не надеются дотянуть до весны... Что-то от булгаковской пилатовской безысходности проглядывает в одном из главных героев - Кистереве, «вложившем всю свою привязанность» в собак. «Святые апостолы нынче председателями колхозов работают»,- такая вот евангельская правда противостоит утопическому «Городу солнца» Кампанеллы, единственной книге, которую читает другой герой - Женька Тулупов. «...Бедность, нищета делает людей негодяями, хитрыми, лукавыми, ворами, коварными, отверженными, лжецами, лжесвидетелями... а богатство — надменными, гордыми, невеждами, изменниками, рассуждающими о том, чего они не знают, обманщиками, хвастунами, черствыми, обидчиками... Они служат вещам». И три мешка сорной, никуда не годной пшеницы – пробный камень для проверки самых глубоких чувств – дружбы, любви, гуманности... «Отобрать последнее пополам с сором - простишь ли себе?» - задает председатель не-евангельский вопрос чекисту-уполномоченному по сбору пшеницы... А в непроницаемой для луны темноте, за никелированными шишечками кровати, чуть видны тела случайных любовников, ищущих кусочек тепла и простое человеческое счастье ... хотя бы на одну ночь.
Юрий Нагибин вспоминал о коллеге по писательскому цеху: «Тендряков прожил чистую литературную жизнь. Он умудрился не запятнать себя ни одной сомнительной акцией. Он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы».
ПРЕССА
Фото
- Женька Тулупов, уполномоченный по изъятию хлеба — Иван ЕФРЕМОВ, Евгений РУБИН
- Кистерев, председатель Кисловского сельсовета — Михаил КАЛИНИЧЕВ
- Чалкин, председатель областной бригады уполномоченных — Александр КУРСКИЙ, Алексей МИХАЙЛОВ
- Божеумов, заместитель Чалкина — Сергей МОИСЕЕВ
- Бахтьяров, председатель райисполкома — Олег БУРЫГИН
- Вера, секретарь сельсовета — Дарья БУТАКОВА, Маргарита ЕФРЕМОВА
- Адриан Фомич, председатель колхоза "Красная Нива" —
- Кирилл, его приемный сын — Алексей КРАСОВСКИЙ
- Пелагея, старуха — Татьяна КОЛЬЦОВА-ГИЛИНОВА, Ирина МАНУЙЛОВА
- Евдокия, невестка Адриана Фомича — Екатерина ДЕМАКОВА, Екатерина ДЕМИДОВА
- Митрофан — Николай РАЗУМЕНКО
- Манька — Татьяна КОНДУКТОРОВА
- Сынишка Евдокии — Мирослав СУДАКОВ
- Уткин, участковый милиционер — Дмитрий СВЕТУС
- Члены бригады — Алексей КРАСОВСКИЙ, Алексей СПИРИН, Борис ШИЛЬМАНСКИЙ, Дмитрий МОРОЗОВ, Максим ГОРШКОВ, Сергей САХАРОВ, Юрий КАРАУЛКИН
- Бабы — Марина СОКОЛОВА, Наталья ГРИШАГИНА, Наталья МЕХИЯ
Оставить отзыв
Советую всем посетить новый драматический театр! Хорошая игра актеров, интересные спектакли!
Павел
23.01.2020
Первые, еще детские впечатления от творчества Владимира Тендрякова – фильм «Весенние перевертыши». Очень сильный, и для конца 70-х - крайне необычный детский фильм, фильм о той настоящей сложной реальной жизни, которая происходит не где-то «там», а здесь и сейчас, за твоим окном, с тобой и твоими сверстниками.
«Правда жизни» – вот наиболее характерная черта всех произведений Тендрякова, в т.ч. и «Трёх мешков сорной пшеницы».
В инсценировке МНДТ эта повесть предстаёт не только реальным отражением тех тяжёлых времён, но и настоящим «полем боя» многих личных «правд» её основных героев. В силу пережитых жизненных обстоятельств каждый из них по своему видит окружающий его Мир, у каждого из них – своя «Правда жизни». Мне кажется, что режиссеру очень хорошо удалось показать истинный «Дух времени», и не только через предлагаемую «картинку», музыку и антураж, нет, главное – через наиболее яркие черты, присущие всем представителям того времени – личную «Убежденность» и «Максимализм»! И эти черты вполне объяснимы, т.к. в том мире, где каждый понимает, что «смерть» это не где-то там, далеко во времени и пространстве, нет - она «вот здесь и сейчас», в этом мире главной «опорой под ногами» для любого человека становиться его личная «убежденность», иначе, он просто перестает быть Личностью, инстинкт самосохранения (Страх) моментально превратит его в «животное».
Основные герои постановки – яркие, «вневременные» типажи нашего народа.
Митрофан – только «истинная Христианская вера» и «страх Божий» делают человека Человеком, без них – человек не достоин Жизни. Кирилл – чти «Мирские законы», в них и есть «Правда жизни», а совесть – засунь поглубже, да залей водкой. Божеумов – «плакатное» «Здесь и Сейчас» - «Сегодня - победа любой ценой», а дальше разберемся; появятся новые «Лозунги», их и будем исполнять. Женька – вечный символ веры народной в возможность построение на Земле «Рая небесного» по заветам постоянно появляющихся новых предтече новых Мессий («Город солнца» - его «бытовое» представление об одной из форм идеального общества - коммунизме). Кистерев – образ истинной народной жертвенности ради будущих поколений. Адриан Фомич - глубинный архетип Русского человека, несущий в себе главный «ключ» бессмертия нации - «жить надо по правде, а Истинная правда – там, где Совесть». Вера – жизнь в любой обстановке должна «порождать Жизнь», иначе вообще всё теряет всякий Смысл; не продолжиться Жизнь - не будет и Будущего, ни какого!
В постановке нет « Врагов» с точки зрения выбранных Целей, они у всех общие и единые – «Победа» и «Светлое будущее для всего народа». Врагами их делает выбор способа достижения этих целей. И вот тут-то непоколебимая «убежденность» в своей правоте каждого, сталкивает их в непримиримой борьбе "не на жизнь, а на смерть". И «чистилище» проходят только те, кто не боится посмотреть в глаза своей Совести!
Параллельно зарождается и развивается очень трогательная и очень «настоящая» линия отношений Веры и Женьки – истинный символ «победы Жизни над Смертью», дающая надежду на то, что «Будущему быть», и оно будет лучше «Настоящего».
Замечательный спектакль, где каждая роль (и положительная и отрицательная) – целый огромный и сложный мир, наш с Вами мир - мир Людей!
Думаю главный вывод, который можно сделать, посмотрев этот спектакль - в самых «нечеловеческих» условиях человек должен стараясь прислушиваться к своей Совести, стараться оставаться Человеком. Именно в этом залог возможности Будущего у всего Человечества.
Алексей Шульгин
15.03.2019
Большое спасибо за настоящую, большую, талантливую работу. Спектакль затронул за живое. Понравилось все - тема, режисерский подход, искренность актеров.Неизменный восторг вызывает работа художника - видела несколько спектаклей Нового - декорации, костюмы - выше всяких похвал.Емко, точно, без излишеств.
Забываешь, что ты в театре, полное погружение в то время, в ту среду.
Анна
27.11.2018
Потрясающий спектакль! Отличная игра актеров! Сюжет проникает в самую душу. Проронить слезу просто неизбежно. Очень советую для посещения.
Екатерина
20.10.2018
Замечательный, глубокий спектакль. Подобные постановки вселяют надежду, что русский театр с его глубокими драматическими традициями жив. Аплодировали стоя. Огромное спасибо. Надеемся стать постоянными зрителями.
Мильяна
01.04.2018
Спасибо большое за спектакль! За поднятые вопросы, за показанную человечность вопреки всему. Душевный и реалистичный рассказ о непростом выборе простых людей, о жизни и испытаниях войны, человеческих судьбах. Настолько проникновенно и глубоко!
Как всегда игра актеров, режиссерская работа, необычные декорации, музыка - все на высоте.
Мария
07.12.2017
Спасибо от всей души за спектакль! За искреннюю и глубокую работу, за важные вопросы. Верю, что были такие люди, и им особая благодарность...
Мария
19.11.2017
17 ноября 2017 смотрел ваш спектакль. Очень понравилось. Проникновенно, гениально все. Все действующие лица, без исключения, ГЛАВНЫЕ. Огромное спасибо за вашу РАБОТУ
Андрей
18.11.2017