Это очень интересный, экспериментальный спектакль. Думаю, что он будет интересен для определенного круга зрителей. Постоянные зрители Нового театра пойдут на этот спектакль, чтобы увидеть любимых актеров в новых ролях, и увидеть эксперимент вживую. Возможно, что этот спектакль привлечет и тех, кому нравится подобная современная драматургия.
Мне было очень интересно посмотреть этот спектакль по ряду причин. Попробую рассказать, почему.
Современную драматургию в разных ее аспектах я знаю достаточно хорошо и постоянно с нею сталкиваюсь. Сейчас сложилась определенная театрально-драматургическая тусовка, в которой приняты свои правила, есть свои тенденции и свои звезды. И вот такие пьесы, как пьеса "Жалкие" Елены Ерпылёвой там котируются и привечаются. В этой пьесе собрано практически все, что сейчас используется и принято в современной российской драматургии. Радует, что в отличие от многих других подобных пьес - тут нет ругательств и мата. Сейчас это обычная лексика. Подобные пьесы, как эта, подхватывают и начинают ставить повсеместно в разных театрах, проводят читки таких пьес. В основном ставят режиссеры среднего возраста, молодежь, и стараются через такие пьесы максимально выразиться, показать на что способен тот или иной режиссер. Смотреть часто такое просто невозможно. Я не видел постановки "Жалкие" в других театрах, но смотрел читку. И я живо себе представляю, что бы ряд режиссеров могли бы сделать из этой пьесы, как бы они могли ее "расшевелить", "оживить", "наполнить" еще новыми и новыми смыслами.
Но мне было очень интересно посмотреть, что же Вячеслав Васильевич Долгачев сделал. Как театр, как режиссер, как артисты справились с таким текстом, с такой пьесой. Кратко могу сказать, что - справились и даже превзошли всех.
А подробно. Я не читал текст пьесы перед спектаклем. Когда начался спектакль, то стал смотреть на артистов и слушать реплики. Я был подготовлен и знал, что это за пьеса и что меня ждет, поэтому у меня не было отторжения или непонимания. Но для себя отметил один нюанс. Мне понравились диалоги. Это говорит о качестве пьесы прежде всего, автор умеет писать диалоги. Но об этом позже.
К сожалению, авторы современной драматургии не любят писать что-то простое. Подобные пьесы, как у Елены Ерпылёвой, видел, читал, смотрел. Написать о них могу много. Но хочу больше рассказать о том, что мне понравилось. А понравилось мне то, что как раз не связано с текстом.
Увидев этот спектакль, я понял, что Вячеслав Васильевич Долгачев и его театр могут дать фору любому новомодному режиссеру и любому новомодному театру. Театр и Долгачев сделали невозможное - они вытянули этот текст на достаточно высокий уровень. Все ранее виденные мною подобные спектакли не идут ни в какое сравнение с тем, что я увидел в Новом театре. Вот просто ни в какое сравнение, так как Новый театр показал высокий уровень и прежде всего режиссуры. Наверное это опыт, мастерство - сделать вот из этого что-то цельное, значимое. Все что было сделано на сцене - было сделано правильно. Максимальное упрощение, отказ от эмоций. Это то, что не позволило спектаклю скатиться в нечто, увело спектакль совершенно в другую плоскость. Именно в плоскость, так как спектакль для меня получился не трехмерный, а двухмерный. Как-бы такой, который нарисован на картонке - и тебе показывают одну картинку с рисованными персонажами, потом другую. Отсутствие деталей, лаконичные декорации - все это помогало в восприятии. Но самое главное другое. Во время антракта я стал читать текст пьесы и продолжил это занятие после спектакля. И поразился. Если во время спектакля был убежден в том, что все диалоги звучат естественно, то когда я читал текст после спектакля поражался другому - их корявости и неестественности. Текст пьесы на меня произвел удручающее впечатление. Получается, что режиссер и его работа, работа актеров - создали естественный спектакль, естественные диалоги. И это чувствуешь, когда сначала видишь на сцене, а потом читаешь. Как раз, Вячеслав Васильевич, на мой взгляд, сделал главное, о чем я чуть не забыл написать. Многие современные молодые режиссеры уходят в форму. Их больше занимает картинка, какие-то эффекты визуальные. А если даже не эффекты визуальные - то эмоциональные, как крик, ругань, излишние эмоции. В Новом театре этого не было вообще! И это дало спектаклю, и этому тексту столько силы, так его подняло, так заставило его зажить, настолько все сделало естественным! Не могу об этом не сказать. Увы, но я видел этих режиссеров всяких. Но высокий уровень Нового как раз с ними и познается.
В этом спектакле замечательно играют актеры театра. Я видел их иными глазами в новых ролях. Все они - молодцы. Отмечу Алексея Красовского и Ивана Ходимчука. Мне они запомнились. Ну и конечно, Маргариту Ефремову и Ивана Ефремова. Очень хочется чаще их видеть вместе на сцене. Самое главное для меня - что все было естественно, не вызывало никакого отторжения. Все вы - мастера!
Думаю, что если этот спектакль показать на конкурсах, на фестивалях - он будет хорошо принят и получит достойные призы. Потому то этот спектакль - это прежде всего показатель мастерства и опыта, высокого уровня театра!
Дмитрий Ластов
28.04.2022