+7 (499) 182-03-47
Версия для слабовидящих

Ru

En

04.10.2011

Ингмар Бергман, «Улыбки летней ночи»

Судьба улыбнулась Вячеславу Долгачеву спустя 16 лет.

На протяжении 16 лет режиссер Вячеслав Долгачев мечтал поставить спектакль по пьесе Ингмара Бергмана «Улыбки летней ночи», ранее уже экранизировавшейся в 1955 году, но Бергман на театральной сцене видеть не захотел. Следом за спектаклем «После репетиции» в 1995 году Долгачев задумал воплотить «Улыбки» в своей постановке, но его желание осуществилось только сейчас. Теперь с начала октября 2011 года зрители смогут познакомиться с премьерой «Улыбки летней ночью» в зале Нового драматического Театра.

Кто видел экранизацию «Улыбок», те вряд ли не смогут оценить ее в постановке Долгачева. Но что такое фильм с зарубежными актерами и другой эпохи? А тут наши русские — немного сдержанные, немного разбитные.... В любом случае разочарованным не останешься.

Сцена, темный зал, прожектор загорается над прелестной скрипачкой, раздается мелодия, которая еще после спектакля будет кружиться в голове, и она играет, играет... Но музыку прерывает первый герой спектакля — режиссер, отдающий указания технической группе. Только тогда на сцене опускаются театральные декорации, из-за которых выходят долгожданные актеры и развиваются события.

Пожилой мужчина Фредерик Эгерман и его молодая жена Анна вселяют в нас надежду, что «любви все возрасты...», но оказывается, не всегда-то они «покорны», да и «порывы» совсем не «благотворны».

Ведь, на самом деле, первой брачной ночи-то и не было. И не случайно жизнь Анне подкидывает много сюрпризов. В ее 19-летнем возрасте, когда все чувства обострены, рождается ревность, желание жить, а вокруг — обыденность и клетка, из которой она выпархивает, словно птица, как только дверца приоткрывается. А слова «Сынок вскопает папашину клумбу» наблюдательного зрителя сразу заставят задуматься. А дальше — больше: любовный треугольник, который будоражит души, «русская рулетка» графа Малькольма, которая щекочет нервы. А тут еще Вячеслав Долгачев посмеялся над графом, превратив его в неврастеника с нервным тиком. Но даже при таком его амплуа улыбка как у актеров, так и у зрителей сияет на устах.

«Я так любил тебя, до грубых шуток», — вспоминается строчка стихотворения Ильи Эренбурга. И, наверное, именно ими можно охарактеризовать комедию в двух действиях, потому как герои вечно смеются друг над другом, иронизируют и ерничают, не давая никому покоя. Но все же «Улыбки» — о любви и трудностях, встречающихся на пути этого прекрасного чувства. Один видит любовь благодетельным глазом, другой будто выходит на тропу войны, подчиняя пойманного врага, или схватывает дичь на охоте, а кому-то нужен только успех и банальная чувственность. Здесь царят благородство и порок, вера и разочарование... а от любви до бесстыжей страсти один шаг. И все умеренно, актеры не переигрывают, а только задают темп шуткам, смеху и забавным сценам, не угнетая обстановку.

Все акты головокружительно меняются на глазах, как и декорации: то гримерная Дезире, многие годы влюбленной в Фредерика, то спальня, прихожая и гостиная с искусственным роялем, за которым вскоре усаживается сын Фредерика — Хенрик — и от тоски и отчаяния начинает играть, что и получается, ну, конечно, не без музыкального оформления. И только добавленный в спектакль режиссер иногда выскакивает на сцену, как черт из табакерки, руководя театральным процессом. Возможно, что догадливый зритель давно понял, что на самом-то деле видит «экранизацию» фильма Бергмана, но только здесь, в драматическом театре, с русскими актерами, их темпераментом и режиссерским замыслом, при этом осмелившись немного пьесу подкорректировать. Интересный подход режиссера к постановке не оставляет в покое, потому что всякий раз возникает яркая вспышка воспоминаний и пытаешься открыть для себя что-то новое. Этим Долгачев и придал особенный вкус спектаклю, художественно приукрасив и по-современному прочитав пьесу.