Ru
04.10.2011
Судьба улыбнулась Вячеславу Долгачеву спустя 16 лет.
На протяжении 16 лет режиссер Вячеслав Долгачев мечтал поставить спектакль по пьесе Ингмара Бергмана «Улыбки летней ночи», ранее уже экранизировавшейся в 1955 году, но Бергман на театральной сцене видеть не захотел. Следом за спектаклем «После репетиции» в 1995 году Долгачев задумал воплотить «Улыбки» в своей постановке, но его желание осуществилось только сейчас. Теперь с начала октября 2011 года зрители смогут познакомиться с премьерой «Улыбки летней ночью» в зале Нового драматического Театра.
Кто видел экранизацию «Улыбок», те вряд ли не смогут оценить ее в постановке Долгачева. Но что такое фильм с зарубежными актерами и другой эпохи? А тут наши русские — немного сдержанные, немного разбитные.... В любом случае разочарованным не останешься.
Сцена, темный зал, прожектор загорается над прелестной скрипачкой, раздается мелодия, которая еще после спектакля будет кружиться в голове, и она играет, играет... Но музыку прерывает первый герой спектакля — режиссер, отдающий указания технической группе. Только тогда на сцене опускаются театральные декорации, из-за которых выходят долгожданные актеры и развиваются события.
Пожилой мужчина Фредерик Эгерман и его молодая жена Анна вселяют в нас надежду, что «любви все возрасты...», но оказывается, не всегда-то они «покорны», да и «порывы» совсем не «благотворны».
Ведь, на самом деле, первой брачной ночи-то и не было. И не случайно жизнь Анне подкидывает много сюрпризов. В ее 19-летнем возрасте, когда все чувства обострены, рождается ревность, желание жить, а вокруг — обыденность и клетка, из которой она выпархивает, словно птица, как только дверца приоткрывается. А слова «Сынок вскопает папашину клумбу» наблюдательного зрителя сразу заставят задуматься. А дальше — больше: любовный треугольник, который будоражит души, «русская рулетка» графа Малькольма, которая щекочет нервы. А тут еще Вячеслав Долгачев посмеялся над графом, превратив его в неврастеника с нервным тиком. Но даже при таком его амплуа улыбка как у актеров, так и у зрителей сияет на устах.
«Я так любил тебя, до грубых шуток», — вспоминается строчка стихотворения Ильи Эренбурга. И, наверное, именно ими можно охарактеризовать комедию в двух действиях, потому как герои вечно смеются друг над другом, иронизируют и ерничают, не давая никому покоя. Но все же «Улыбки» — о любви и трудностях, встречающихся на пути этого прекрасного чувства. Один видит любовь благодетельным глазом, другой будто выходит на тропу войны, подчиняя пойманного врага, или схватывает дичь на охоте, а кому-то нужен только успех и банальная чувственность. Здесь царят благородство и порок, вера и разочарование... а от любви до бесстыжей страсти один шаг. И все умеренно, актеры не переигрывают, а только задают темп шуткам, смеху и забавным сценам, не угнетая обстановку.
Все акты головокружительно меняются на глазах, как и декорации: то гримерная Дезире, многие годы влюбленной в Фредерика, то спальня, прихожая и гостиная с искусственным роялем, за которым вскоре усаживается сын Фредерика — Хенрик — и от тоски и отчаяния начинает играть, что и получается, ну, конечно, не без музыкального оформления. И только добавленный в спектакль режиссер иногда выскакивает на сцену, как черт из табакерки, руководя театральным процессом. Возможно, что догадливый зритель давно понял, что на самом-то деле видит «экранизацию» фильма Бергмана, но только здесь, в драматическом театре, с русскими актерами, их темпераментом и режиссерским замыслом, при этом осмелившись немного пьесу подкорректировать. Интересный подход режиссера к постановке не оставляет в покое, потому что всякий раз возникает яркая вспышка воспоминаний и пытаешься открыть для себя что-то новое. Этим Долгачев и придал особенный вкус спектаклю, художественно приукрасив и по-современному прочитав пьесу.
Ваш отзыв