+7 (499) 182-03-47
Версия для слабовидящих

Ru

En

03.11.2023

"Да что нам до Европы!"

Танцы под Билли Айлиш, езда на самокатах, почти современное отделение «Почты России»… Московский Новый драматический театр (МНДТ) нетривиально отмечает 200-летие со дня рождения русского драматурга Александра Островского, поставив одну из его малоизвестных пьес, написанную в 1877 году в соавторстве с Николаем Соловьёвым, – «Счастливый день».

 

Режиссёр Вячеслав Долгачёв в своём спектакле подтвердил тезис российского государственного деятеля Петра Столыпина «В России за десять лет меняется всё, а за двести лет не меняется ничего», перенеся действие в наши дни, снабдив быт героев атрибутами нашего времени. Получилось реалистично, жизненно, понятно обывателю. И у театралов появился безусловный повод отправиться на северо-восток Москвы на эту необычную премьеру.

При пересказе сюжета пьесы «Счастливый день» невольно вспоминаются первые строчки из «Ревизора» Николая Гоголя: «Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Однако «Счастливый день» начинается уже в момент, когда главным героям – начальнику почты Ивану Захарычу Сандыреву (Дмитрий Светус) провинциального города и его семье – известно о скором приезде ревизора, и зритель застаёт их в хлопотах, попытках уладить расстроенные дела, скрыть бардак в финансах, кумовство при трудоустройстве, нарушения трудовой дисциплины.

Впрочем, в отделении почты Сандырева всё так запущено, что его супруге Ольге Николаевне (Наталья Рассиева) приходится прикладывать неимоверные усилия и проявлять изворотливость, добиваясь расположения горожан и градоначальника. А самому Ивану Захарычу уже как будто всё равно, он инфантилен и внутренне примирился с тем обстоятельством, что его непременно отправят в отставку, он увлечён чтением газет и политическими переменами в далёкой Европе. «Да что нам до Европы!», – пытается привести его в чувства Ольга Николаевна, но всё тщетно.

Ей, сильной женщине, явно не в первый раз вытаскивающей на себе жизненные трудности, приходится просить о помощи одну из своих дочерей – Настю (Наталья Гришагина), у которой достаточно ума и обаяния в сочетании с простотой и недостатком образования, чтобы очаровать грозного генерала Шургина (Роман Бреев / Николай Разуменко) и, как оказывается, его серьёзного, желающего выслужиться помощника Иванова (Максим Горшков). Настя не только спасает семью от разорения, но и устраивает свою личную жизнь.

Перемены в судьбе Насти, её активность и открытость, заставляют нервничать вторую дочь Сандыревых – Липочку (Лидия Харламова), на которой мать уже поставила крест из-за её инертности и пассивности. Потенциальный жених Липочки врач Нивин (Евгений Рубин / Борис Шильманский) увлечён наукой и одновременно разочарован и в ней, и в жизни вообще. Вовремя подобранные и в нужный момент сказанные Нивину Ольгой Николаевной слова побуждают его обрести с Липой тихий семейный очаг. По случайному обстоятельству два предложения руки и сердца делают в один день – день отъезда ревизора.

Художник Маргарита Демьянова создала на сцене атмосферу провинциального городка, где вся жизнь сосредоточена на возне в своих мелких делах, узости взглядов и отсутствии перемен. Зрителей встречает занавес из фотографий улиц с покосившимися домиками малоэтажной застройки, где смешаны архитектурные стили, вывески не менялись около века, а слово ремонт несовместимо с дорогами и тротуарами.

Глядя на занавес, вспоминается крылатая фраза «пьют и воруют», а её живым воплощением становится вечно пьяный почтальон Михаленко (Артём Глухов / Алексей Спирин) – герой комичный и трагичный одновременно, символ застывшего времени и бесцельной рутинной жизни, которая вертится вокруг почтового отделения с нескончаемым ремонтом (деньги на него давно украли), стопок корреспонденции, которая не всегда доходит до адресатов, тумаков от начальства и поисков алкоголя.

О возможном обновлении на сцене говорит лишь современная мебель в плёнке, которую никак не снимут, потому что никак не закончат ремонт, и модная униформа почтовых работников, которую надевают лишь по случаю приезда генерала, а в обычный день пойдёт ходить и в старом халате. И хоть проникли в эту среду самокаты, песни Билли Айлиш, портативная музыкальная колонка, возможность для доктора заниматься наукой, менталитет остался прежним – здесь связи решают всё: хорошие, и даже семейные отношения с начальством, – залог стабильности, успеха и вседозволенности.

Источник: https://teatrtogo.ru/2023/11/02/da-chto-nam-do-evropy-spektakl-schastlivyj-den-mndt/