+7 (499) 182-03-47
Версия для слабовидящих

Ru

En

07.02.2017

Два взгляда на один спектакль

Ничто не сходит с рук

Людмила СОСНОВСКАЯ

Всё, что было когда-то сказано или сделано, с течением времени забывается. А чувства, однажды испытанные, нет. Внезапно нахлынут лавиной, яркие и свежие, будто вчера испытанные, хотя обстоятельства помнятся смутно. Так устроен человеческий мозг.  
Хотите, чтобы ваш подарок запомнился родным и близким? Тогда подарите им билет в театр на хороший спектакль. На день рождения, 8 Марта или День влюблённых. Такой незабываемый подарок получила я на Новый год — билет в Новый Московский драматический театр.
Представление было 30 декабря, поэтому театр выглядел по-новогоднему нарядным. В центре холла возвышалась огромная ёлка, сверкающая огнями и мишурой. В канун Нового года Московский драматический угощал своих зрителей шампанским! Бесплатно! Мы попробовали вино (очень вкусно!), сфотографировались у ёлки, отметили на ней милые самодельные игрушки. Шарики были помещены в искусно связанные крючком ажурные футляры. Настроение было, как в детстве: душа переполнена праздником,  и ждёшь ещё чего-то чудесного. И вот оно, волшебство — спектакль начинается!
В зале полный аншлаг. Видимо, театральный билет в подарок — это  для многих актуально. Зрители всех возрастов, от подростков до людей почтенных лет. Многие пришли семьями.
Показывали спектакль по пьесе швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» (режиссёр-постановщик спектакля — главный режиссёр театра Вячеслав Долгачёв). На свою родину, в маленький городок Гюллен, приезжает миллиардерша Клара Цаханассьян (актриса Екатерина Демидова). Когда-то в молодости она была вынуждена отсюда бежать, нищая и опозоренная. Теперь она готова подарить этому городу, находящемуся в упадке, миллиард, но взамен требует жизнь своего бывшего возлюбленного, когда-то предавшего её в трудную минуту. Жители города — христиане, и во имя гуманизма они отвергают её предложение. Лучше быть нищими, чем пала-чами! Клара готова подождать.
Бывший возлюбленный Клары Альфред Илл (заслуженный артист России Анатолий Сутягин) похож на больного, страдающего неизлечимым недугом. Сначала он не верит, что это произошло именно с ним, ведь он такой же, как все. Может, это ошибка или жестокая шутка? Потом он протестует, просит защиты у полицейского (Николай Разуменко), бургомистра (Дмитрий Шиляев) и священника (Иван Ефремов). Все советуют не принимать случившееся близко к сердцу. Однако Илл замечает, что на полицейском новые жёлтые ботинки, а во рту новый золотой зуб. Бургомистр красуется в новом галстуке, а у священника новые часы. Горожане в долг покупают новые вещи, уверенные, что условие Клары будет принято и кто-то всё же убьёт Илла. Самое ужасное, что так, в конце концов, поступают и самые близкие ему люди — жена и дети (актёры Татьяна Кондукторова, Екатерина Демакова и Борис Шильманский). Новые жёлтые ботинки горожан просто режут глаза! К тому же неумолимо слышится ритмичный стук тростей слепых Коби (Всеволод Шергин) и Лоби (Алексей Спирин), непрерывно носящих траурные венки к гробу, привезённому Кларой.
Очень жаль Илла, хотя и понятно, что он виноват. Но кто из нас не без греха? Жаль Клару, любовь которой, как и она сама, превратилась в «окаменелое чудовище». Только смерть смоет предательство! И Клара увезёт тело Илла в Грецию, на свою виллу, где будет любить его и оплакивать. Пусть такой дорогой ценой любимый, однажды отказавшийся от неё, будет принадлежать ей.
Жаль жителей города, которым, чтобы жить достойно, надо сделать страшный выбор. Когда сейчас мы желаем друг другу достойной жизни, то подразумеваем материальное благополучие. Спектакль показывает разницу между достоинством и обеспеченностью. Как хорошо, что большинству из нас не пришлось делать такого выбора, пережив 90-е годы.
Как озарение возникает мысль: с любовью не шутят. Ничто не сходит с рук. За каждым из нас в определённое время придёт своя дама, требуя ответа. Но жители Гюллена этого ещё не понимают, обличая Илла и предвкушая грядущее благоденствие.
Только литература позволяет человеку приобретать жизненный опыт, учась на ошибках других. Театр подчёркивает это, показывая ярче, доходчивее то, что хотел сказать автор. Этому способствуют и  игра актёров (великолепная!), и работа режиссёра (потрясающая!), и прекрасные костюмы, музыка и декорации, где художественная мысль тесно переплелась с инженерной.
Спасибо Новому Московскому драматическому театру за прекрасный спектакль, который смотрится на одном дыхании. Чувства наполняют до предела! А ведь чувствам, как и телу, нужны тренировки. Так давайте больше переживать и сопереживать в театре. Тогда в жизни, возможно, будет легче.


Преступление и наказание по-гюлленски
Валерий СОКОЛОВ

Какой может быть цена за благополучие? Имеет ли совершённый проступок срок давности? Справедлива ли месть ценой смерти человека, нанёсшего когда-то горькую обиду? На эти вопросы попытался ответить швейцарский драматург Фридрих Дюррематт, написав в 1956 году пьесу («трагическую комедию», по его словам) под названием «Визит старой дамы».
Сюжет таков. Действие происходит в некогда богатом, а ныне пришедшем в упадок городе Гюллене. Сюда приехала его бывшая жительница, пожилая мультимиллиардерша Клара Цаханассьян. Когда-то в молодости у Клары здесь был роман с местным лавочником Альфредом Иллом. Но когда она сказала ему, что ждёт ребёнка, молодой Альфред струсил и отказался признать своё отцовство. Суд, куда Илл привёл лжесвиделей, оправдал Альфреда, и бедная Клара была вынуждена с позором  покинуть Гюллен и даже заняться проституцией. Но судьба оказалась благосклонной к Кларе. Несколько удачных замужеств сделали её одной из самых состоятельных женщин планеты. И всё же боль от обиды, нанесённой ей в молодости, не давала ей покоя. Приехав в обнищавший Гюллен, она предложила его жителям миллиард (в какой валюте — не сказано, но это неважно), а взамен потребовала жизнь Альфреда Илла, у которого в то время уже была своя семья, взрослые дети, налажен мелкий торговый бизнес. Сначала гюлленцы оскорбились предложением Цаханассьян и отвергли его: «Илл, ты за нами, как за каменной стеной!» Клара: «За деньги всё что угодно купить можно!» Бургомистр города: «Только не у нас!»
Но экономику не обманешь. Как писал Карл Маркс, «бытие определяет сознание». Городская казна опустела, гюлленцы залезли в огромные долги. И на своём закрытом собрании жители города, прикрывшись восстановлением справедливости, приняли предложение Клары и фактически вынесли смертный приговор Иллу. Он погибает. Цаханассьян, которая, как выяснилось, сама немало поспособствовала разорению Гюллена, хладнокровно вручила бургомистру чек и отъехала.
По мотивам этой пьесы вышло несколько фильмов.
1964 год — чёрно-белый фильм «Визит» (США). Режиссёр Бернхард Викки, в главных ролях Ингрид Бергман и Энтони Куинн.
1992 год — фильм «Гиены» (Сенегал). Режиссёр Джибрил Диоп-Мамбети.
2006 год — фильм «Визит старой дамы» (Эстония). Режиссёр Роман Баскин, в главных ролях Ита Эвер и Аарне-Мати Юкскюла.  
2008 год — фильм «Визит старой дамы» (Германия). Режиссёр Николаус Лейтнер, в главных ролях Кристиана Хёрбигер и Михаэль Мендль.
В нашей стране эта пьеса шла во многих театрах, например, в Московском драматическом театре на Малой Бронной (1965 г.) в постановке Андрея Гончарова, в Казанском русском Большом драмтеатре имени В. Качалова (2006 г., режиссёр Александр Славутский), в Московском театре «Ленком» (2008 г., режиссёр Александр Морфов), в нижегородском Театре юного зрителя (2013 г., режиссёр Владимир Шрайман), в санкт-петербургском Театре комедии имени Н. Акимова (2014 г., режиссёр Татьяна Казакова).
Многие наши читатели могли ознакомиться с пьесой Дюррематта по блестящему двухсерийному фильму «Визит дамы», который в 1989 году снял Михаил Козаков. Режиссёр собрал великолепный актёрский ансамбль: Игорь Кашинцев, Валентин Никулин, Григорий Лямпе, Валентин Смирницкий, Светлана Немоляева… В главных
ролях были заняты Татьяна Васильева и Валентин Гафт.
Видите, сколь популярна эта пьеса в современном мире?
И вот за неё взялась труппа известного королёвцам Нового Московского драматического театра (НМДТ, главный режиссёр Вячеслав Долгачёв). Премьера спектакля состоялась в конце прошлого года.
Роль миллиардерши блестяще сыграла молодая актриса Екатерина Демидова. Перед зрителем предстала усталая от жизни женщина, которая со своими деньгами в состоянии позволить себе любую прихоть. Колеся по миру, меняя мужей как перчатки, она так и не избавилась от желания свершить возмездие над человеком, который когда-то был ей близок, но предал её. И вот такой случай представился…
Альфреда Илла мы увидели в исполнении заслуженного артиста России Анатолия Сутягина. Он представил нам двух Иллов. Сначала Альфред  — это уважаемый горожанин, не скупясь даёт в долг товары из своей лавочки знакомым покупателям. Илл жизнерадостен, шутит, активен в городской жизни.  Он в полной уверенности, что жители Гюллена не пойдут на коллективное преступление, хотя вину свою перед Кларой сознаёт.
И когда экономика города оказалась на грани пропасти, Илл начинает понимать, что даже самые верные друзья отдадут его в жертву ради собственного благополучия. Илл не психует, не взывает к разуму, не агитирует горожан против миллиардерши, не пытается сбежать. Наоборот, он становится внешне спокойным, малоразговорчивым, высказывает готовность пойти на общегородское собрание, где ему объявят смертный приговор. Он обречён, но стойко держится до конца и умирает от сердечного приступа, тем самым освобождая город Гюллен от роли коллективного палача. Внешне удовлетворённая, но так и не нашедшая душевного покоя, Клара, подписав обещанный чек,  исчезает из города.
Кстати, в некоторых  постановках этой пьесы, о которых я говорил выше, концовка не всегда совпадает с авторской. Режиссёры позволяли себе вольность: у одних горожане сами убивают Илла, у других — Клара великодушно дарует Иллу жизнь, но оставляет его жить в городе с клеймом изгоя. Словом, сколько режиссёров, столько и замыслов.
Но вернёмся к спектаклю, увиденному мною в стенах НМДТ. Прекрасно справились со своими ролями и другие артисты, занятые в этом спектакле: заслуженный артист России Александр Курский (дворецкий Клары), Сергей Бредюк (сыгравший нескольких мужей Клары), Дмитрий Светус (учитель), Роман Бреев (врач), Тимур Пшуков (горожанин Хофбауэр) и другие.
Хочется поблагодарить Новый Московский драматический театр за этот спектакль, после которого хочется и самому ответить на те вопросы, которые я привёл в самом начале этой статьи.

Читать на сайте издания