+7 (499) 182-03-47
Версия для слабовидящих

Ru

En

07.11.2005

Настоящий Запад, рецензия "Афиши"

Новый драматический (почтовый адрес — улица Проходчиков, дом 2) расположен на северо-востоке столицы. Между тем с точки зрения московской исторической географии его месторасположение — в конце Ярославки, в преддверии МКАД, — настоящий Дикий Запад со всеми вытекающими последствиями. И метафизические проходчики, на тенистой улице памяти которых расположен театр, в известном смысле прямые, хотя и бедные родственники североамериканских пионеров. «Настоящего Запада давно уже нет!» — эмоционально кричат со сцены. В Америке — наверное. Вполне готов поверить в справедливость данного высказывания даже применительно к ситуации четвертьвековой давности — времени написания пьесы, «Настоящий Запад» обнаружен на северо-востоке Москвы. Там, в Новом драматическом театре, с пылом покорителей целины сыграли известную пьесу Сэма Шепарда, принадлежащую перу главного ковбоя, плейбоя и секс-символа современной драматургии мистера С.Шепарда, жителя вирджинского ранчо, признанного кумира офф-Бродвея, гражданского мужа актрисы Джессики Лэнг, сценариста антониониевского «Забриски Пойнт» и вендерсовского «Париж, Техас».

Лихо закрученные, салунно-пряные драматические сочинения импозантного автора между тем никогда не имели особого сценического успеха за пределами Америки (то ли дело некоммерческий американский театр, где в том же «Настоящем Западе» в разное время проблистали Джон Малкович и всемогущий Брюс Уиллис).

Дело, вероятно, в том, что они слишком уж круто замешаны на специфической заокеанской мифологии. Но в Новом драматическом и не пытаются играть в американскую мечту и американскую трагедию. Напротив, два протагониста этой жесткой драмы, два родных брата в исполнении молодых Никиты Алферова и Михаила Калиничева выглядят «по-нашему», на северо-восточный манер, не преуспевающим сценаристом и асоциальным элементом, которых вывел в пьесе драматург, а узнаваемыми «новорусскими» образами милого мажористого бездаря и ещё более обаятельного доморощенного философа-гопника. И не своеобразным духовным инцестом согласно авторской воле они здесь перед нами занимаются два с лишним часа, а решают вполне конкретный вопрос — кто круче, кто жизнеспособнее, кто крепче может угнездиться в неприветливой отечественной почве. Этот родившийся из самостоятельной актерской работы спектакль вообще питается и дышит исключительно молодой, бесбашенной энергией (постановщку Наркас Искандаровой 23 года, исполнители главных ролей немногим старше). И бог с ней, с метафизичностью американского университетского маргинала; пьеса прочитана по первому, но наиболее выразительному плану. Зато в спектакле, несмотря на все его длинноты и ритмические провалы, имеется то, чего не купишь за пригоршню долларов: азарт проходчиков, упрямо, по-стахановски вгрызающихся в карстовые неизведанные породы, экстатический восторг пионеров, двигающих через представляющиеся бесконечными прерии в единственном возможном направлении. Прямиком — на настоящий Запад!