+7 (499) 182-03-47
Версия для слабовидящих

Ru

En

03.12.2015

Ничего абсурдного

Американский драматург Эдвард Олби считается ярким представителем театра абсурда и его вклад в формирование современного театра сложно недооценить. Можно подумать, что пьеса «Кто боится Вирджинии Вульф?» о знаменитой британской писательнице, за исполнение роли которой Николь Кидман получила премию «Оскар», но нет – и это, наверное, единственный абсурдный момент.

Неизменённым названием спектакля «Кто боится Вирджинии Вульф?» режиссёр постановщик однозначно даёт понять: это спектакль по той самой культовой пьесе, получившей премию «Тони» и едва не получившей «Пулитцеровскую» премию в 1963-м. Пьеса сотни раз поставлена, в том числе в лучших театрах мира. Всё более чем логично.

Поздно вечером, вернувшись с вечеринки домой, наши герои – зрелая парочка Марта и Джордж принимают у себя гостей, молодую пару Хани и Ника. Все навеселе, гости узнают много такого, что заставляет их поменять отношение к себе и друг к другу. Это спектакль в спектакле, разыгранный для них Мартой и Джорждем на грани реальности. Марта собирается изменить с Ником Джорджу буквально у него на глазах, но даже реальная измена не может трансформировать их устоявшихся отношений. В целом – логично.

Каждое гениальное авторское произведение даёт большую свободу для разночтения, и имеет множество слоёв смысла. Эта пьеса хороша для актёров – она толкает воображение, будит ассоциации во множестве подтекстов. Однако, видимый накал страстей пьесы, доходящий до драки, при глубоком разборе открывает отсутствие внятных значимых целей персонажей, а значит и актёрских задач, что приведёт к отсутствию драматического действия, а суетная перебранка встанет на место «правдоподобья чувств».

Так бы и случилось, если бы не академическая режиссура Вячеслава Долгачёва без модной стилизации и акцента на форме. Здесь, в режиссёрском прочтении нет ничего абсурдного. Долгачёв возглавляет «Московский Новый драматический театр» после 10-летней работы ведущим режиссёром во МХАТе Олега Ефремова.

Реалистичные и в то же время знаковые декорации художника Маргариты Демьяновой, производят впечатление интерьера гостиной дорогого частного особняка. Горящий по центру сцены камин, тихо потрескивающий дровами, пожалуй, должен создать атмосферу уюта и тепла. Но, что-то настораживает… камин немного выше чем обычно. До каминной полки, где стоит портрет её отца, с трудом дотягивается сама хозяйка дома. На четверых персонажей – один двухместный диван и кресло – четвёртому приходится устраиваться то на подлокотниках, то на пуфе – всё это очень хорошие режиссёрские решения для создания эмоционального напряжения спектакля, который идёт без музыкального сопровождения, под треск камина.

В какой-то момент музыка всё же врывается без винилового потрескивания, ненадолго это становится вторым моментом, где проявляется абсурд – быстрый танец в современном стиле под медленную оркестровую музыку. Это танцует яркая и талантливая актриса Екатерина Демакова, исполнительница роли Хани. У неё меньше текста, чем у других персонажей, но каждое её появление на сцене украшает постановку. Она обаятельна и органична как кошка. В целом работа актёров говорит о достойном уровне этого репертуарного театра.

Для тех, кто собирается сюда впервые - «Московский Новый драматический театр» обладает отдельным зданием в стиле сталинского ампира. Это величественное сооружение с внушительной колоннадой входного портика и большим уютным залом всего на 200 мест.

Зрительный зал действительно большой, думаю, можно было бы даже чуть усилить звук при помощи микрофонов. И чуть сбавить громкость микрофона на заднем плане, чтобы он не рвал восприятие.

Лёгкий шок от непонимания стилистики этой особенной пьесы вначале может отпугнуть некоторых зрителей, но не спешите покидать зал в первом антракте, второй акт убедит вас в эмоциональной правде происходящего, а третий акт даст ключ к двери, за которой должны открыться ваши личные ответы на вопросы, поставленные этим спектаклем. Посмотрите его, и скажите что в нём абсурдного, кроме названия?