С большим удовольствием смотрю практически все спектакли Вашего театра. Все четыре версии Чеховского проекта произвели на меня сильное впечатление. Захотелось написать несколько слов по этому поводу и не только. Строго говоря, рецензией это назвать нельзя, но поделиться хочется.
Под влиянием четырех спектаклей по пьесам А.П. Чехова в постановке Московского нового драматического театра решила перечитать его рассказы. Сделала для себя неожиданное открытие, которое, скорей всего открытием не является и специалистам давно известно.- У него есть несколько любимых тем, которые повторяются снова и снова, но, если можно так выразиться, - на разных уровнях.
Взять, например, тему лесов, их истребления и восстановления. В «Дяде Ване» (1897 г.) врач Астров увлечен этим делом, никак не связанным с его профессией, и вызывает уважение и любовь Он. «…каждый год сажает новые леса… Он хлопочет, чтобы не истребляли старых. Он говорит, что леса украшают землю, что они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение.» А что мы видим в юмористическом рассказе «Из записок вспыльчивого человека» (1887 г.)? – Рассказчик и сам смешон, и девушку, с которой у него свидание, воспринимает как существо недалекое и поэтому пишет следующее: «Я начинаю придумывать что-нибудь популярное, доступное ее пониманию. Подумав, говорю:- Лесоистребление приносит громадный вред России…» Расхожая тема, о которой говорят все, через 10 лет становится смыслом и делом жизни у героя Чехова.
А вот как показана тема труда на протяжении всего одной пьесы - в «Трех сестрах». Честные, порядочные люди (Ирина, барон) мечтают о труде, хотят приносить пользу, но труд для них - это нечто абстрактное, что в реальной жизни может утомлять и не радовать. И тем не менее, верная своей идее приносить пользу, Ирина после смерти барона все равно поедет на кирпичный завод, чтобы преподавать в школе. Ее сестра Ольга работает в школе и, говоря сегодняшним языком, делает карьеру – становится начальницей. Ей тяжело, у нее нет личной жизни, но она будет продолжать трудиться. Их брат Андрей в самом начале мечтает о труде ученого, собирается переводить статью… Однако женитьба на Наталье ставит крест на его планах. В отличие от других Наталья понимает труд и пользу очень конкретно. Она намерена выгнать няню, потому что та «уже не может работать».
Тема любви, вернее ее отсутствия, может быть выражена практически одними и теми же словами, но в зависимости от контекста будет звучать пошло, избито или же – почти трагически. В том же рассказе «Из записок вспыльчивого человека» девушка утешает молодого человека следующим образом: «Вы любите, да! Но прошу вас именем нашей дружбы, верьте, та девушка, которую вы любите, глубоко уважает вас! За вашу любовь она не может платить вам тем же, но виновата ли она, что сердце ее давно уже принадлежит другому?» И сравним признание Ирины в «Трех сестрах».- «… я уважаю, я ценю барона, он прекрасный человек, я выйду за него, я согласна…». И далее: «Это не в моей власти. Я буду твоей женой, и верной, и покорной, но любви нет, что же делать? Я не любила ни разу в жизни.»
Соседство трагического и комического, имитация трагического – все это прекрасно показано в четырех постановках Московского нового драматического театра (режиссер-постановщик Вячеслав Долгачев). Новое в этих постановках то, что каждая из четырех версий включает в себя по одному акту из четырех основных пьес Чехова в разной последовательности. При этом текст сохранен полностью. В этой постановке страсти кипят не шуточные, причем не только в любовных сценах. В отличие от фильма Юрия Грымова «Три сестры», где состаренные сестры мечтают только любви, они полифоничны, как и было задумано автором.
Отдельно хочется сказать о декорациях – лаконичных, но с приметами времени, а именно - начала прошлого века; о костюмах – великолепных по общему тону и изяществу; и о музыке, усиливающей настроение постановок, задуманное режиссером.
А.П.Владимирова
02.02.2020